О приоритете России в части РЭБ.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Не так давно (10.06.2022 г.) на данном канале была опубликована статья «Чудо на Висле. А чудо ли?», в которой автор высказал предположение о первом успешном применении РЭБ (радиоэлектронной борьбы) поляками в 1920 г.
Автор спешит исправить ошибку, поскольку успешное применение РЭБ было значительно раньше – в 1904 г. Русским императорским флотом против японцев.
Впрочем, это не удивительно, так как изобрел и продемонстрировал радио (в широком смысле) русский ученый Александр Степанович Попов 7 мая 1895 г., хотя патент первым в 1896 г. получил 22-летний итальянец Гульельмо Маркони. Причем патент именовался «Усовершенствования в передаче электрических импульсов».
Поскольку первые радиосредства были реализованы на искровых приборах и на электровакуумных лампах, что определило их значительные габариты и энергопотребление, то в первую очередь ими стали оснащаться морские суда. Тем более, что дальность семафорной связи (флажками) между кораблями не превышала 3 км (с использованием оптики), а о применении проводного телеграфа и говорить не приходилось.
Уже к 1904 г. основные боевых корабля 1-й Тихоокеанской эскадры были оснащены радиостанциями. Но не отставали и японцы: их броненосцы и крейсеры, закупленные в Европе и США, также имели корабельные радиостанции.
Итак, вернемся к событиям 27 января (9 февраля) 1904 г., когда имперская Япония вероломно (без объявления войны) напала на российскую эскадру, стоящую на внешнем рейде крепости Порт-Артур. Тогда было повреждено несколько сильнейших кораблей русского флота на Тихом океане, что позволило японцам высадить свои войска в Корее и на Квантунском полуострове.
К несчастью, в апреле 1904 г. подорвался на мине и затонул флагман 1-й Тихоокеанской эскадры - броненосец «Петропавловск». Погибли 650 человек, в том числе командующий эскадрой вице-адмирал Макаров С.О. и известный художник-баталист Верещагин В.В.
Через несколько дней обнаглевшие японцы предприняли попытку обстрелять русские корабли в гавани перекидным огнем, закрывшись мысом Ляотишань (через него). Для корректировки огня выдвинулись два быстроходных крейсера (итальянской постройки) «Ниссин» и «Кассуга», маневрировавшие в прямой видимости рейда.
Вот как это было описано в официальном рапорте: «С самого начала стрельбы два неприятельских крейсера, выбрав позиции против прохода Ляотишанского мыса, вне выстрелов крепости, начали телеграфировать, почему немедленно же броненосец "Победа" и станция Золотой горы начали перебивать большой искрой неприятельские телеграммы, полагая, что эти крейсера сообщают стреляющим броненосцам об их попадании снарядов. Неприятелем выпущено более 60 снарядов большого калибра. Попаданий в суда не было».
Таким образом, своевременно поставленные броненосцем «Победа» и стационарной радиостанцией с позывным «Золотая гора» заградительные помехи (в виде «большой искры») не позволили неприятелю вести прицельную стрельбу (по координатам). Это было типичное проявление радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В ходе русско-японской войны (1904…1905 гг.) постановка помех применялась неоднократно, а к началу Первой мировой войны Россия, и прежде всего ее флот, занимала ведущие позиции в области РЭБ.
Вообще, РЭБ включает в себя как бы две компоненты. Это определение параметров радиосредств противника – радиотехническая разведка (РТР) и соответствующее (по типу помехи) радиоэлектронное подавление (РЭП).
Многочисленные типы радиопомех делятся на два больших класса: прицельные и заградительные. Прицельные помехи эффективно подавляют радиолинии, параметры которых известны, а заградительные помехи – способны подавить все радиосредства на определенной территории (вне зависимости от их параметров). При этом считается, что в точке приема помехи (на входе подавляемого радиоприемника) мощность прицельной помехи должна превышать мощность сигнала минимум в 2 раза, а мощность заградительной помехи – примерно в 6 раз (для простых цифровых сигналов).
Кроме этого, имеется возможность мощным лазерным излучением выводить из строя оптические приборы противника (разведывательные камеры видеонаблюдения) и сжигать малые БПЛА (беспилотные летательные аппараты).
В настоящее время на отечественные войска РЭБ возлагаются большие надежды, поскольку современные комплексы РЭБ способны:
- нарушать связь и управление войсками противника;
- подавлять бортовые (авиация и флот), контрбатарейные (артиллерия) и стационарные радиолокационные станции (противовоздушная оборона);
- выводить из строя системы управления и навигации БПЛА;
- сбивать с курса крылатые ракеты, воздействуя на их навигационные системы;
- нарушать дистанционное управление боевыми робототехническими комплексами противника.
Страны, входящие в НАТО (и иные вероятные противники), также имеют на вооружении комплексы РЭБ. Но даже ведущие военные эксперты из США признают, что Россия в этой направлении занимает передовые позиции.
Отдавая дань уважения отечественным инженерам-разработчикам комплексов РЭБ, следует поблагодарить белорусов и китайцев, поставляющих в Россию отдельные электронные комплектующие элементы.
С уважением,
Системщик.