Найти тему

Южное кольцо озер и рек в районе Градуевки

Оглавление

После северного круга мы решили повысить градус приключений и запланировали новый маршрут - аналогичное кольцо, но через южную цепочку озер. Бревен, болот и бобриных плотин должно было быть меньше, а гребли больше. Если прошлый маршрут планировался на 18 км, а в реальности оказался 25, то этот по карте был примерно 28 км. Простой экстраполяцией ожидали все 35 :)
Да, кстати, ссылка на отчет по северному кругу:
https://zen.yandex.ru/media/id/5c137f957413f400affb5498/severnoe-kolco-ozer-i-kanalov-v-raione-vuoksy-62bc4190ac401054d18e5f2b)

Однако белые ночи уже кончились, плюс нам не очень повезло с погодой - сначала заливало дождем, потом все Макаровское озеро сдувало ветром в лицо. Основные силы кончились еще где-то там, поэтому Градуевку мы до конца не дошли. Уже в ночной тьме уперлись в препятствие метров на 350, которое видно даже со спутника, сдались и вернулись к машине пешком. Позже, изучая местность ногами и по карте, поняли, что логично было перетаскиваться в другое озеро. И в целом хорошо, что ночью не стали там в лоб штурмовать бревна.

Но обо всем по порядку.

Итак, новый круг также цепляет “официальный” путь из Выборга в Приозерск (http://lentravel.ru/districts/vyborgskij/marshruty/vodnyij-marshrut-vyiborg-priozersk.html). Если я правильно понимаю историческое использование этих мест, маршрут также частью совпадает с истинным старым путем, по которому ходили корелы из Выборга в Приозерск и обратно (по крайней мере они должны были ходить между Ламским и Макаровским).

Как и в прошлый раз, на маршруте есть несколько точек, откуда можно стартовать, в том числе из поселков Вещево или Градуево прямо с автомобильных мостов (доступно даже на такси). Но течение на Градуевке определяет направление движения по кругу - по часовой стрелке.

Трек плаванья (без пешего возвращения): https://nakarte.me/#m=13/60.77333/29.14656&l=O&nktl=cWuI7Za-toCA1Ztk8ixnlA, длина этого трека - 26 км. Замкнуться он должен был через конец Градуевки, Большое и Малое Градуевские озера.

Схема маршрута

Мы стартовали на дороге у протоки между Лунным озером и Малым Градуевским в сторону Лунного озера.

Время нашего прохождения - около 11 часов (на считая пешее возвращение к машине). Средняя скорость определенно была выше, чем на прошлом кольце.

Подробное описание

(чтобы это описание маршрута было самодостаточным, повторю наблюдения о повторно посещенных местах)

На берегу Малого Градуевского озера есть несколько удобных стоянок, где можно оставить машину и группу поддержки. Но доступ только на 4х4. Хорошая стоянка в этот раз была занята, но с другой стороны ЛЭП мы нашли вполне приемлемое место с каменным шалашом.

Лесной шалаш из камней. Кто-то делал там баню или укрытие...
Лесной шалаш из камней. Кто-то делал там баню или укрытие...

Недостаток у новой стоянки только один - неприятный вход в воду.

-3

На карте Малое Градуевское и Лунное озера соединены протокой. Она частично проходима: сначала метров 100 надо пройти пешком по автомобильной колее, которая заканчивается, упираясь в протоку - из этой точки можно плыть.

Кусок протоки и выход из нее в Лунное озеро в этот раз засняли на видео:

Примерно с Лунного озера нас начало заливать дождем - съемок немного и они частично запотевшие.

С северо-востока Лунного озера идет пешая тропа до Малого Макаровского. Место высадки и сам волок неочевидны. И никакой действующей протоки мы не нашли. Повторю наблюдение с прошлого раза - не пропустите развилку на скале, вам левее;)

По Малому Макаровскому надо двигаться не налево (как в северном кольце), а направо - в сторону Макаровского озера.

Дождь на Малом Макаровском
Дождь на Малом Макаровском

Протока в следующее озеро существует, но сильно заросла травой. Однако т.к. это часть “официального” пути, по которому постоянно кто-то ходит, сап там пролезает.

-5

Часть протоки есть на видео, правда, видно ее плохо из-за капель на объективе.

В конце есть небольшой перекат и автомобильный брод - их проще обнести по берегу.

Следующее озеро проходится северным краем. На северо-восточной оконечности есть вход в канал, соединяющий его с Партизанским озером.

Вход в канал
Вход в канал

Канал к середине лета сильно обмелел, пришлось часть пройти пешком.

-7

Конец канала - с травой.

(это нашлась чья-то карта “официального” маршрута);)
(это нашлась чья-то карта “официального” маршрута);)

Проход в следующее озеро более-менее очевиден - по каналу. И в конце озера мы высаживались на перекур.

Нашли на стоянке стулья. Кто не греб на сапе, не знает, как приятно откинуться после этого на спинку;)
Нашли на стоянке стулья. Кто не греб на сапе, не знает, как приятно откинуться после этого на спинку;)

А вот канал в Макаровское озеро так и не нашли. С этой стоянки понесли сапы вдоль ЛЭП, а потом протащили через лес в Макаровское. На самом деле надо было обойти мыс на юго-востоке озера с другой стороны (взять еще восточнее) - как раз там рукотворный канал. Так что в этой части не рекомендую руководствоваться нашим треком.

Залив Макаровского озера прошли хорошо (там, кстати, много оборудованных стоянок). А вот само Макаровское “порадовало” волной и встречным ветром. Двигались мелкими перебежками вдоль берега, периодически останавливаясь на отдых.

-10

От сужения Макаровского до пос. Вещево маршрут проходит по серии озер с протоками между ними, причем протоки проходимы для небольших моторных лодок. Красивое место.

-11

Правда, именно там я умудрилась навернуться, наскочив на камень;)

“Что бы не происходило, держи весло”;)) (хотя весло-то давно не тонет)
“Что бы не происходило, держи весло”;)) (хотя весло-то давно не тонет)

Под автомобильным мостом в Вещево, вероятно, весной можно пройти на веслах, но сейчас уровень воды низковат - пришлось пешком.

После моста под ЛЭП - довольно длинные заросли травы, где не сразу находишь протоку. Бобры там постарались, еще и развилок наплодили. Но обносить не пришлось ничего - сапы пролезли.

Волока в Ламское озеро нет. Это значит, что нет нормального места высадки из болота и естественно никакой дороги по лесу. Мы максимально далеко прогребли по болотной траве (к северной оконечности озера).

-13

Потом наскочили на край коврового болота и после некоторых упражнений с оттаскиванием себя от края, высадились.

По лесу логично не тащиться в гору, а обойти с востока. Путь приводит к автомобильной дороге, за которой стоянка. От стоянки есть тропинка к Ламскому озеру.

(около места высадки в Ламское)
(около места высадки в Ламское)
-15

Две части Ламского разделены мостом на автомобильной дороге. Наверное, под ним можно пройти (мост с запада на северной оконечности первой части озера), но по центру есть удобный волок - мы воспользовались им.

Во второй части Ламского дачи и в целом много людей.

-16

Выход из Ламского в Градуевку совсем неочевиден - за камнями.

-17

В целом Градуевка оказалась очень интересной речкой. Кто-то что-то там явно прочищал, по крайней мере в той части маршрута, которую мы прошли.

(видно отпиленное бревно)
(видно отпиленное бревно)

Речка где-то сужается, а где-то расширяется до масштабов озера. Есть даже острова.

-19

Но камней и бревен разной топологии очень много, так что не рекомендую ходить ночью.

-20

Довольно много перекатов, где надо проскакивать, сидя на самом носу.

-21

Кусок речки есть на видео:

Мы дошли до Верхнего Градуевского озера, но не смогли пробиться дальше. К этому моменту уже окончательно стемнело. Фотки дальше - сделаны уже днем, когда мы возвращались за сапами.

Препятствие начинается с автомобильного брода:

(река приходит слева, уходит направо в 2 рукава, одинаково непроходимые)
(река приходит слева, уходит направо в 2 рукава, одинаково непроходимые)
(вид вверх по течению)
(вид вверх по течению)

Дальше идет слалом из камней, потом какой-то ужас из бревен, конца и края которому не видно.

-24

Ночью мы проползли начало этого ужаса, но когда подошли к завалам, сдались.

-25

Мы пробовали идти с фонарем. Но река ночью парит. Включаешь фонарь - ничего не видно из-за поднимающегося от воды тумана. Выключаешь - точно также ничего не видно, но из-за темноты:)

В этом месте к реке подходит автомобильная дорога - было удобно пешком вернуться к стоянке на Мал. Градуевском (расстояние около 3,5 км). Так что для нас “гребное” приключение закончилось марш броском ночью через лес.

Уже по возвращении домой я поняла, что мы развернулись около начала “бревноужаса”, который видно даже со спутника:

(фиолетовая линия - конец нашего трека с уходом в лес, а по реке видно кучу поваленных деревьев)
(фиолетовая линия - конец нашего трека с уходом в лес, а по реке видно кучу поваленных деревьев)

Вниз по течению этих наваленных бревен метров на 350. Вдоль реки по правому берегу мы заметили тропинку, но не очень хоженную. По карте кажется, что проще перетащить сап по дороге чуть меньше 300 м в безымянное озеро с востока. Оно тоже стыкуется с Градуевкой. Но на местности эту теорию мы еще проверить не успели (когда-нибудь проверим - обновлю отчет).

-27

Любопытно, что на карте Яндекса Градуевка как раз и нарисована через это озеро;)

-28

По идее это было последнее препятствие на маршруте. Дальше нам предстояло просто очень много гребли. Попробуем в следующий раз выйти пораньше, перетащиться в этой точке в озеро и маршрут таки завершить. Но скорее всего будем ловить уровень воды повыше, чтобы река проходилась быстрее.

Озера
3391 интересуется