... о которых не принято говорить вслух. 7 лет назад главный редактор DI Глеб Короленко, написал ставший легендарным в рунете текст «10 грязных секретов вина». Сегодня многое в мире вина поменялось – грязных секретов прибавилось, некоторые аллегории стали неуместными, некоторые метафоры перестали быть модными, да и вообще – трава тогда была зеленее. Представляем вам актуализированный сиквел этого нашумевшего материала, собравшего тысячи лайков и миллионы просмотров.
Винная тусовка в нашей стране стала не та. Тех, кто помнит рислинг Trimbach с жёлтой этикеткой за 500 рублей по распродаже в «Ашане» уже не обманешь. Недавно кто-то выложил в запрещённой соцсети фото – кривое горлышко Jean-Paul Chenet стоит 1300 рублей по акции. Мы-то знаем, что тысяча на этом ценнике – лишняя! Однако, время неумолимо гнёт свою линию – всё дорожает, импортёры беднеют, производители уходят с рынка, а те, что остаются, стоят на полках по ценам, за которые обидно чисто по-человечески. Простой покупатель теперь должен выбирать – забить до отказа холодильник или на голодный желудок выпить бутылку того, чем раньше мыли окна. Неудивительно, что рядовые (небогатые) виноманы нынче либо спиваются, либо переходят на пиво, а потом спиваются. Ах да, русское вино! Зайдите в винотеку и посмотрите, сколько оно стоит: ровно столько же, что и подорожавшие недавно бутылочки от коллективного запада, несмотря на то, что у нас «всё своё». Что же повлияло на цены, уважаемые хозяева русских виноделен? Алчность ритейлеров и импортёров? А может, скачок курса доллара, из-за которого теперь не хватит на обслуживание яхты, что дальше сочинской марины не выплывала уже 4 года? В общем, смех сквозь слёзы. А чего хорошего-то – спросите вы. Отвечаю: раньше пить меньше было НАДО, а теперь ПРИДЁТСЯ. Держите 10 грязных секретов вина в условиях новой реальности.
1. Дешёвое русское вино может оказаться лучше дорогого иностранного
Вы когда-нибудь слышали о балке? Балк – это вино, которое в цистернах едет из-за границы, потом здесь разливается под собственными торговыми марками и продаётся ничего не подозревающим россиянам. А главное, раньше и русские вина из него делались, причём, именитые! Примерно года два назад балк при производстве русского вина – запретили, но потом начались ковидные дела и миру стало не до всего. Однако, всё же: сегодня южнорусские вина с собственных виноградников редко, но метко уделывают маркетинговые конфетки, что едут к нам «этапом» из США. Увидите неизвестное доселе американское или австралийское вино за 1500-2000 рублей, посмотрите, где оно разлито, это указывают на этикетке. Вполне вероятно, что в Румынии. А наше – у нас, и это реально влияет на качество.
2. На большинстве виноделен работали и работают гастарбайтеры
Македонцы всё ещё собирают виноград в Пьемонте, а Узбеки – под Анапой. Нормально ли это – решать вам, но будьте уверены: эти работники вкладывают намного больше сил в вино, чем офисные клерки, однако получают за это несоизмеримо меньше. Кто не работает – тот ест!
3. Скоро вы не сможете себе позволить кьянти классико
Долго вдаваться в премудрости логистических цепочек и взаимодействия импортёров с ритейлом не будем, но будьте уверены, после Нового года 2023 скачок цен разделит общество на тех, кто «всё ещё» и на тех, кто «всё уже». Всё дело в том, что виноторговцы называют «игрой на спаде рынка». А для этого – ничего более эффективного, а главное – простого по вложенным ресурсам, чем повышение цен, наши бизнесмены не придумали. Вся надежда бизнеса – на вас, уважаемые 30+ с активной позицией и заработком выше среднего!
4. Вино с тонкими ароматами дуба не пробыло в бочке ни секунды
Вечная истина. Добро пожаловать в узкий круг посвящённых. Если вино стоит неприлично дёшево, а производитель заявляет о длительной дубовой выдержке, то скорее всего его настаивали на дубовых щепках. Не стоит отчаиваться: иногда даже выдержка в дубе бывает настолько отвратительной, что деревянные чипсы – неплохое решение.
5. Винные критики – пережиток прошлого
Если раньше мы говорили о том, что Роберт Паркер – всего лишь адвокат с плохим носом и пукающей собакой, то сегодня всё намного сложнее. После того, как мир захватили винные приложения, вроде Vivino, узнать всю подноготную о вине стало в миллионы раз проще, чем обращаться к знаниям сомелье. Более того, благодаря Google, все давно в курсе, что бизнесмены, владеющие винодельнями, так скажем, участвуют рублём в формировании высокого балла в Wine Spectator, Gambero Rosso и т.д. Нет, ну а что? Ни для кого же не секрет, что гид Michelin получил 900 000 евро за присутствие в Москве. А критика продуктов питания, думаете, за «спасибо» работает?
6. Декантация – дешёвый театр
Декантация – это когда вы убираете осадок, переливая вино из одной ёмкости в другую. Вместе с этим происходит аэрация (взаимодействие вина с воздухом), но дешевые вина пьют с такой скоростью, что аэрация бесполезна, и вино получает необходимую ему дозу кислорода уже в бокале. Когда винные снобы переливают вино без осадка, которое уже можно пить, в декантер, – это простой перформанс. Здесь ничего не поменялось! Однако, стоит заметить, что процесс этот, хоть и бесполезен – визуально приятен.
7. О французских винах из наших магазинов во Франции не слышали
Помните историю о балке и собственных брендах? На самом деле, создать легенду о каком-нибудь августейшем короле, перед которым бутылки склоняются, нанять дизайнера, состарить этикетки и поклеить их на бутылки с дешёвым шмурдяком – это одна из самых ходовых, и даже спасительных мер для винного бизнеса импортёров сегодня. Попробуйте загуглить название понравившегося европейского вина с привлекательной ценой: вполне вероятно, что в выдаче поисковика будут только русские магазины.
8. Слепая дегустация – фарс
Ваш покорный слуга более 10 лет работал в винном рынке и посещал профессиональные дегустации. На 99% таких встреч, если именитым критикам не сказать, что за сорт в бутылке и из какой он страны, диапазон догадок будет настолько широк, что с тем же успехом можно было бы посадить за эти столы цирковых обезьян. Нет, это не шутка. Профессионал может по плотности, текстуре, крепости и ароматическому профилю догадаться о сорте винограда, возрасте вина и его происхождении, но ключевое слово здесь – догадаться. Более того, учитывая перепитии рынка вина в нашей стране, сегодня сказать точно, что за вино в бокале, зачастую не могут даже те, кто разливал его по бутылкам.
9. Сабраж сделать очень просто
Если вы с завистью смотрите, как ваш, отучившийся 4 месяца в винной школе «Утехи Бахуса» приятель, с хлопком, по-гусарски, срывает горлышко бутылки шампанского ножом – учтите, и вы так умеете! Охладите бутылку. Найдите на бутылке вертикальный шов и освободите горлышко от кольеретки. Нанесите удар тупой стороной тяжёлого ножа под горлышко, двигая ножом вдоль бутылки строго перпендикулярно шву. И вот – вам уже завидуют, а вы отобрали хлеб у «Энотрии».
10. Сомелье – больные люди
Нормальная дегустация – это около 20 образцов вина крепостью от 5-7, до 14-17%. Думаете, что, выплёвывая вино, сомелье ограждают себя от опьянения? Увы и ах! Вино довольно быстро всасывается через сосуды в ротовой полости, и через час усиленных полосканий голова плывёт даже у Master of Wine. А что они делают после дегустации? – Правильно, догоняются и/или идут на улицу – покурить. От этих дегустаций у них постоянно зашкаливает в крови печёночная проба и разрушается зубная эмаль, не говоря уже об абстинентном синдроме, преследующем их по пятам. Ваш покорный слуга знает только одного сомелье, который действительно не пьёт. У него проблемы с желудком.
Автор – Глеб Короленко.