Большая зачистка в трущобах Рио. И не только. Один из лучших спецназ-боевиков 2000-х.
(Tropa de Elite / Tropa de Elite 2, Бразилия, 2007-2010)
Как-то улетучилась в последние годы эйфория, что окружала криминальное кино из Бразилии еще десяток лет назад.
Из относительно недавних таких картин, что почтили своим визитом наш скромный канал, вспоминаются разве что бандитский вестерн "Убийца", крепкая спецназ-драма "Дивизия", свирепый маньячный триллер "Макабр", да чисто попсовый, косящий под голливудщину "Каратель". Конечно, были кроме них и другие подобные фильмы, но они гуляют по закоулкам Интернета как-то уж совсем незаметно.
Эх-ма, то ли дело в 2000-е...
То ли дело в 2000-е, когда, без преувеличения, весь мир кайфовал от бразильских криминальных дилогий, снятых в одинаковом стиле "фавела-жесткач-реализм". Дилогий, правда, всего двух, но зато каких!
Первая из них, "Город бога 1 и 2" Мейреллиша и Лунд, стала, безусловно, куда более известной и отчасти даже культовой. Но о ней читайте подробно по сноске выше, а здесь мы сразу перейдем ко второму пункту из сего краткого списка: "Элитному отряду" и его сиквелу с подзаголовком "Враг внутри", вышедшему тремя годами позже. Фильмам, что протолкнули в итоге их режиссера Жозе Падилью на мировой уровень, где он на сегодня отметился ремейком "Робокопа", триллером о Моссаде "Операция "Шаровая молния"", а также в знаменитом сериале "Нарко".
В чем главное отличие дилогии Падильи от "градо-божеской"?
У Жозе мы смотрим на фавельную гопоту уже не её глазами, а глазами тех людей, кто с ней воюет. Причем зачастую между их глазами и гопотой находится оружейный прицел, поскольку воюют с ней в буквальном смысле слова - отстреливая человекообразное зверье из фавел безо всякой жалости. Не всегда, разумеется, как только оно выскакивает на линию огня, но всякий раз, когда в руках у гопоты заблестит сталь "пушек". И вот тогда отморозков кокошат уже безо всякого предупреждения, а порой и вовсе с безопасной дистанции - со снайперских винтовок.
Чем кино и подкупает - честным, беспристрастным взглядом на махровый бандитизм и "хирургию" его искоренения.
Величают этих славных охотников на гопоту бойцами из BOPE - спецназа военной полиции Рио-де-Жанейро, созданного в первую очередь для наведения шороха в диких трущобах, а уже затем для перевода старушек через дорогу и съема котят с деревьев. Именно в BOPE служит капитан Насименту (Вагнер Моура) - главный герой обоих "Отрядов". Коему суждено пройти за два фильма тяжелый и кровавый путь не только через смертоносные лабиринты фавел, но и через дебри интриг коррумпированной полицейской мафии родного города. Причем еще неведомо, в какой из этих двух клоак шансы выжить у правдолюба Насименту окажутся выше.
За те без малого 4 часа, что идут оба фильма (будем рассматривать их как один, тем паче, что второй логично продолжает сюжет первого), нам покажут настолько богатый обзор жития "незамечательных людей" криминально-политического Рио, насколько он будет для бразильца Падильи и самокритичный.
Вдоволь наигравшись с тренировками BOPE, с экзаменами на право служить в нем, затем изрешетив пулями уйму фавел с их двуногой фауной, Падилья вовсе не останавливается на достигнутом. И начинает увеличивать размах и запутанность своей истории.
Не только обычный бандитизм, но и махровая бюрократия, чиновничья продажность, полицейские беспредел и рэкет поданы Жозе без прикрас и опаски разогнуть какие-нибудь там "духовные скрепы". Иногда во время просмотра ловишь себя на мысли: смотрите-ка, а вот здесь бразильские коррупционеры явно обгоняют российских - по крайней мере по обстановке на конец 2000-х. И то, как полицейская мафия Рио выдавливает уголовников с их кормовых угодий, после чего сама мутирует в дракона, с которым прежде воевала - в "Элитных отрядах" эта социальная болезнь препарирована как нигде дотошно и красноречиво.
Жаль только, что во "Враге внутри" Жозе еще больше увлекся темой разрастания коррупции. Поэтому, в отличии от первой ленты, отстранил здесь "спецназовскую" тему на второй, а где и на третий план.
Равно как и Насименту в сиквеле пошел на повышение. Тут он уже не полевой боец (разве что поначалу), а командно-штабной, и с "пушкой" в руках мы увидим его нечасто.
И тем не менее былое правдолюбие он у себя не изжил. Как и многие его товарищи, ветераны BOPE. И пусть их всего-навсего горстка, однако они всё равно барахтаются в этом протухшем бассейне, стараясь нащупать у него на дне сливное отверстие. Вынув откуда пробку, они спустят всю эту грязь в канализацию истории и осчастливят наконец отчий Рио счастьем и справедливостью... Гипертрофированная романтика, кто бы спорил, но почему бы и впрямь об этом не помечтать? Хотя бы в рамках художественного кино.
***
В общем, вы помните то редкое в моих обзорах слово, которым я стараюсь не бросаться почем зря, но в случае "Элитных отрядов" оно абсолютно уместно - да, это шедевр. Оригинальный фильм - чуть в большей степени, его продолжение чуть в меньшей.
И всё равно, смотреть и пересматривать, как крутые БОПники воюют сначала с гопниками, а затем со своими гнилыми соратниками - четыре часа сплошного, несказанного удовольствия. Которое от современного кино получаешь нечасто, а тем более от кино из Южной Америки. Такого далекого и забугорного, но все равно, черт возьми, такого понятного, честного и не лицемерного.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+)