39,7K подписчиков

Элитный отряд 1 и 2

1,2K прочитали

Большая зачистка в трущобах Рио. И не только. Один из лучших спецназ-боевиков 2000-х.

(Tropa de Elite / Tropa de Elite 2, Бразилия, 2007-2010)

Как-то улетучилась в последние годы эйфория, что окружала криминальное кино из Бразилии еще десяток лет назад.
Из относительно недавних таких картин, что почтили своим визитом наш скромный канал, вспоминаются разве что бандитский вестерн "
Убийца", крепкая спецназ-драма "Дивизия", свирепый маньячный триллер "Макабр", да чисто попсовый, косящий под голливудщину "Каратель". Конечно, были кроме них и другие подобные фильмы, но они гуляют по закоулкам Интернета как-то уж совсем незаметно.
Эх-ма, то ли дело в 2000-е...

Вот так бегаешь в поте спины, играя борцуна с бандитами, а спустя 7 лет вдруг опа! - и сыграешь главного бандита всея Южной Америки Эскобара... Такова она, творческая судьба хорошего бразильского актера Вагнера Моуры.
Вот так бегаешь в поте спины, играя борцуна с бандитами, а спустя 7 лет вдруг опа! - и сыграешь главного бандита всея Южной Америки Эскобара... Такова она, творческая судьба хорошего бразильского актера Вагнера Моуры.

То ли дело в 2000-е, когда, без преувеличения, весь мир кайфовал от бразильских криминальных дилогий, снятых в одинаковом стиле "фавела-жесткач-реализм". Дилогий, правда, всего двух, но зато каких!
Первая из них,
"Город бога 1 и 2" Мейреллиша и Лунд, стала, безусловно, куда более известной и отчасти даже культовой. Но о ней читайте подробно по сноске выше, а здесь мы сразу перейдем ко второму пункту из сего краткого списка: "Элитному отряду" и его сиквелу с подзаголовком "Враг внутри", вышедшему тремя годами позже. Фильмам, что протолкнули в итоге их режиссера Жозе Падилью на мировой уровень, где он на сегодня отметился ремейком "Робокопа", триллером о Моссаде "Операция "Шаровая молния"", а также в знаменитом сериале "Нарко".

В чем главное отличие дилогии Падильи от "градо-божеской"?
У Жозе мы смотрим на фавельную гопоту уже не её глазами, а глазами тех людей, кто с ней воюет. Причем зачастую между их глазами и гопотой находится оружейный прицел, поскольку воюют с ней в буквальном смысле слова - отстреливая человекообразное зверье из фавел безо всякой жалости. Не всегда, разумеется, как только оно выскакивает на линию огня, но всякий раз, когда в руках у гопоты заблестит сталь "пушек". И вот тогда отморозков кокошат уже безо всякого предупреждения, а порой и вовсе с безопасной дистанции - со снайперских винтовок.
Чем кино и подкупает - честным, беспристрастным взглядом на махровый бандитизм и "хирургию" его искоренения.

Величают этих славных охотников на гопоту бойцами из BOPE - спецназа военной полиции Рио-де-Жанейро, созданного в первую очередь для наведения шороха в диких трущобах, а уже затем для перевода старушек через дорогу и съема котят с деревьев. Именно в BOPE служит капитан Насименту (Вагнер Моура) - главный герой обоих "Отрядов". Коему суждено пройти за два фильма тяжелый и кровавый путь не только через смертоносные лабиринты фавел, но и через дебри интриг коррумпированной полицейской мафии родного города. Причем еще неведомо, в какой из этих двух клоак шансы выжить у правдолюба Насименту окажутся выше.

"Оo-oo, In the army now!"... Вернее, в Бразилии это поется как "...No exército agora!"
"Оo-oo, In the army now!"... Вернее, в Бразилии это поется как "...No exército agora!"

За те без малого 4 часа, что идут оба фильма (будем рассматривать их как один, тем паче, что второй логично продолжает сюжет первого), нам покажут настолько богатый обзор жития "незамечательных людей" криминально-политического Рио, насколько он будет для бразильца Падильи и самокритичный.

Вдоволь наигравшись с тренировками BOPE, с экзаменами на право служить в нем, затем изрешетив пулями уйму фавел с их двуногой фауной, Падилья вовсе не останавливается на достигнутом. И начинает увеличивать размах и запутанность своей истории.
Не только обычный бандитизм, но и махровая бюрократия, чиновничья продажность, полицейские беспредел и рэкет поданы Жозе без прикрас и опаски разогнуть какие-нибудь там "духовные скрепы". Иногда во время просмотра ловишь себя на мысли: смотрите-ка, а вот здесь бразильские коррупционеры явно обгоняют российских - по крайней мере по обстановке на конец 2000-х. И то, как полицейская мафия Рио выдавливает уголовников с их кормовых угодий, после чего сама мутирует в дракона, с которым прежде воевала - в "
Элитных отрядах" эта социальная болезнь препарирована как нигде дотошно и красноречиво.

Жаль только, что во "Враге внутри" Жозе еще больше увлекся темой разрастания коррупции. Поэтому, в отличии от первой ленты, отстранил здесь "спецназовскую" тему на второй, а где и на третий план.
Равно как и Насименту в сиквеле пошел на повышение. Тут он уже не полевой боец (разве что поначалу), а командно-штабной, и с "пушкой" в руках мы увидим его нечасто.
И тем не менее былое правдолюбие он у себя не изжил. Как и многие его товарищи, ветераны
BOPE. И пусть их всего-навсего горстка, однако они всё равно барахтаются в этом протухшем бассейне, стараясь нащупать у него на дне сливное отверстие. Вынув откуда пробку, они спустят всю эту грязь в канализацию истории и осчастливят наконец отчий Рио счастьем и справедливостью... Гипертрофированная романтика, кто бы спорил, но почему бы и впрямь об этом не помечтать? Хотя бы в рамках художественного кино.

В знаменитых фавелах Рио порой сходить за хлебушком - весьма увлекательный квест с элементами survival-шутера.
В знаменитых фавелах Рио порой сходить за хлебушком - весьма увлекательный квест с элементами survival-шутера.

***

В общем, вы помните то редкое в моих обзорах слово, которым я стараюсь не бросаться почем зря, но в случае "Элитных отрядов" оно абсолютно уместно - да, это шедевр. Оригинальный фильм - чуть в большей степени, его продолжение чуть в меньшей.
И всё равно, смотреть и пересматривать, как крутые БОПники воюют сначала с гопниками, а затем со своими гнилыми соратниками - четыре часа сплошного, несказанного удовольствия. Которое от современного кино получаешь нечасто, а тем более от кино из Южной Америки. Такого далекого и забугорного, но все равно, черт возьми, такого понятного, честного и не лицемерного.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+)