(Entebbe, 2018, Великобритания)
На тот момент, когда французы наконец-то отважились снять кино про легендарную операцию своего элитного спецназа GIGN ("15 минут войны", 2019),о другой антитеррористической операции - налёте израильских коммандос на Уганду, - было сделано уже четыре художественных фильма. Причём три из них, американские "Победа в Энтеббе" и "Рейд на Энтеббе", и израильская "Операция "Йонатан", вышли на экраны буквально по горячим следам, в 1976-77 годах. И лишь британская "Операция "Шаровая молния" запоздала аж на 40 лет, появившись лишь в 2018-м.
Понятно, зачем она появилась. Эта история с годами ничуть не растеряла своей остроты и драматизма, вдобавок нынче фильмы "на основе реальных событий" в моде. Однако на практике всё обернулось не так многообещающе, даром что снял "Шаровую молнию" Жозе Падилья, создатель брутальной "спецназовской" драмы "Элитный отряд" , а также её сиквела.
Само собой, что "израильская военщина" вовсе не собиралась однажды бросить всё и наехать на пузатого диктатора Уганды Амина просто так, безо всякого повода. Однако он, редиска, вздумал принять с распростертыми объятьями у себя нескольких зловредных террористов. И если бы только их одних! Но нет, они прилетели в гости не с пустыми руками, а пригнали в Уганду полный аэробус заложников, половина из которых были израильтяне. После чего вместе со своим покровителем Амином стали шантажировать Израиль, требуя, чтобы тот отсыпал им сколько-то там денег и кого-то там освободил из тюрьмы. Короче говоря, всё как всегда - стандартный ультиматум, безо всяких этих ваших "Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным".
Поэтому обиженных оказалось много. И на сей раз евреи осерчали на террористов слишком уж жестоко, заявив: что ж, ладно, как Уганда разговаривает с нами, так и мы будем разговаривать с Угандой. А потом сняли трубку и позвонили своим коммандос из спецотряда «Сайерет Маткаль». А те, естественно, только и ждали, когда их снова выпнут "в поле" что-нибудь урегулировать и кого-нибудь навеки утихомирить.
И вот тут, где, по идее, Жозе Падилья должен был продемонстрировать нам всё, чему он научился в "Элитном отряде" у бразильского спецназа BOPE, он неожиданно сбавляет обороты. И начинает вести себя так, будто это не он, а кто-то другой снял "отрядную" дилогию. Тогда как он, Падилья, знаете ли, художник более высокого полёта и боевые тактические поползновения героев его интересуют в последнюю очередь.
Иными словами, Жозе стал пихать в суровую антитеррористическую драму всякие бестолковые финтифлюшки, от философского рассусоливания к месту и не к месту до... авангардного, блин, танца! Причем танец нам будут показывать так часто и настырно, что под конец это не взбесит разве что авангардистов и танцоров, а обычный зритель вконец запутается в догадках, какого вообще чёрта ЭТО делает ТУТ?
Ну и как результат: боевая кульминация фильма, которой предстояло стать самой эффектной и драйвовой его частью, была снята Падильей спустя рукава и как будто чисто для галочки. Отсюда и средненькие рейтинги картины на IMDb и Кинопоиске. Более чем заслуженные. Хотя заработать их на столь беспроигрышном сюжете, это надо было нарочно постараться. И как до такого опустился именно Падилья, уму непостижимо!
***
В общем, захватывающая история, рассказанная откровенно не подходящим для неё языком. Да ещё с абсолютно ненужными ей, какими-то авангардными вставками. Хотя для ознакомления с хронологией и ключевыми деталями тех событий "Операция "Шаровая молния" худо-бедно сгодится, но не более. Если, конечно, не забывать уходить на перекур, когда Падилья будет развлекать вас танцами. Ну а те из вас, кто ждал от него нового "Элитного отряда", извольте обломиться. Сдаётся мне, что снимать боевые драмы без сантиментов и получать за них награды Жозе давным-давно не интересно.