Найти тему
41,9K подписчиков

Город бога 1 и 2

2,6K прочитали

***

Разборки в огромном Рио. Свирепый шедевр криминального кино 2000-х.

(Cidade de Deus / Cidade dos Homens, 2002, 2007, Бразилия)

Оказывается, даже самые отмороженные обитатели фавел из Рио хоть изредка, но видят свет в конце тоннеля.
Оказывается, даже самые отмороженные обитатели фавел из Рио хоть изредка, но видят свет в конце тоннеля.

Надо сразу уточнить: то, что в российском прокате выдавалось за сиквел "Города бога", на самом деле таковым не являлось. И называлось в оригинале хоть и схоже, но иначе -"Город мужиков" (Cidade dos Homens). Общие же у этих картин не сюжеты, а лишь главпродюсер, монтажер, ряд молодых актеров-непрофессионалов да место действия - фавелы Рио-де-Жанейро. Они же рассадник такой лютой преступности, которую в России и в 90-х не нюхивали.
Тем не менее некоторая логика в том, что "Город мужиков" обозвали у нас "Городом бога 2" всё же есть, вот и поговорим о них без отрыва друг от друга.

Честно скажу, что к первому, наиболее знаменитому и 4-кратно номинированному на Оскар "Городу бога" (реж. Ф. Мейреллиш и К. Лунд; ни один Оскар не выигран) я подходил с большим скепсисом и неохотой. Ибо чуял, что если кино о малолетних отбросах общества заинтересовало американских киноакадемиков и раздатчиков иных наград - пиши пропало. То есть в нём опять начнётся причитание над "слезинкой" голодающих оборванцев и романтизация на лицо ужасной, но - о, как! - доброй внутри шантрапы. А также честной, благородной, сострадательной и всегда готовой протянуть вам руку помощи. Особенно если у вас в кармане завалялись деньги и вы не знаете, как избавиться от сей буржуазной заразы.

Именно по этой причине я не испытывал восторгов от хитовой в Советском Союзе, американской мелодрамы "Генералы песчаных карьеров". Той, где меня пытались заставить сопереживать прекраснодушной гопоте и даже слезоточивую песенку ради этого спели.
Именно поэтому я имел основания подозревать, что в "Городе бога" мне подсунут то же самое, только в современной обертке.
И именно поэтому я был рад, когда мои ожидания обманулись практически на 100%. Ведь в картине Мейреллиша и Лунд нет ровным счётом НИЧЕГО из того, на что я опасался нарваться. И есть практически всё из того, чем может похвастаться любая уважающая себя, современная криминальная драма.
И даже больше. Потому что "Город бога" был снят в реальных фавелах с реальными их жителями практически во всех ролях. А также с не менее реальным риском авторов фильма не дожить до конца съёмок. О чем они не раз успели пожалеть, но всё-таки нашли в себе храбрость и довели свой впечатляющий труд до конца.

И что бы ты сказал на это, Остап Бендер, пожалевший 10 копеек для маленького голодного мальчика?
И что бы ты сказал на это, Остап Бендер, пожалевший 10 копеек для маленького голодного мальчика?

Первое, что радует, это на диво хваткая работа оператора и монтажера. Благодаря чему динамика у "Города бога" выше всяких похвал - такое ощущение, будто ты сам носишься с местными головорезами по трущобам, теряя тапки, сжигая адреналин и уклоняясь от вражеских пуль. Причём сюжетных линий в фильме много, но все они сплетены в тугую, лихо закрученную косичку, выстраиваясь в масштабную и захватывающую улично-бандитскую эпопею.

Вторую радость, которую вы для себя откроете: кино феноменально искреннее, без расшаркиваний перед гуманистами под девизом "Не судите этих пацанчиков строго - они же ещё дети!".
Да чёрта с два. Мейреллишу и Лунд начхать, есть ли внутри малолетних грабителей и убийц хоть капля человеческого. Здесь их (за исключением главгероя по кличке Ракета и ещё парочки обычных ребят) показывают без прикрас: зверьем с такими же звериными жизненными идеалами. И когда в трущобном ареале начинается саморегуляция подвида "хомо гопус" - путём поножовщины и перестрелок, - этому хочется аплодировать. Ведь каждый скоропостижно отбросивший копытца зверёныш - это наверняка спасённые жизнь и здоровье какого-нибудь простого гражданина. А то и не одного, которых мелюзга с "пушками" порой убивает вообще без повода.
Ну очень правильное кино! С правильно расставленными, моральными акцентами, да к тому же мастерски снятое.

В принципе, о "Городе бога 2" Паоло Морелли можно сказать то же самое, однако, сделав так, я бы слукавил. Поскольку и масштаб бандитских разборок здесь уже не тот, и жесткача сильно меньше, и ярких сцен тоже, да и само кино на целых полчаса короче (130 и 106 минут соответственно).
Тем не менее пропускать ленту Морелли, если вас впечатлила работа Мейреллиша и Лунд, тоже не стоит.
Потому как и в ней сюжет в целом нескучный и хорошо заверченный, а если герои-пацаны и ведут себя иногда нелогично, это можно объяснить их подростковой эмоциональностью и нехваткой ума, что в кругу двуногого зверья обычное дело.
Да и сам Рио с его контрастами - красивейшее океанское побережье и захламленные трущобы, - Морелли показал детально и живописно. Настолько, насколько он мог позволить себе это в 2000-х, до появления дронов и иной техники, доступнойныне даже малобюджетным фильмам.

К вопросу о том, почему в фавелах Рио так опасна фраза  "Эй, пацан, а ну сгоняй за пивом".
К вопросу о том, почему в фавелах Рио так опасна фраза "Эй, пацан, а ну сгоняй за пивом".

***

В общем, наряду с дилогией "Элитный отряд" (чья вторая часть тоже уступала в интересности первой), условная дилогия "Город бога" - наверное, лучшее, что сняли на криминальную тему в Бразилии в 21 веке. Да ещё с такими свирепыми "особенностями национального бандитизма", что временами даже у хладнокровного зрителя тут волосы на голове дыбом встанут.

И понятно, что ни одна из этих картин не подходит для семейного просмотра - разве только ваши дети уже закончили среднюю школу, - но для познавательного знакомства с миром бразильской преступности ярче них, наверное, не найти. Ну если только вы сами не слетаете в Рио и не прогуляетесь по фавелам. Хотя тут уже нет гарантии, что в вашем случае, в отличие от Мейреллиша, Лунд и Морелли, эта прогулка закончится столь же успешно.

Трейлер фильма: