Некоторое время назад мы открыли новую рубрику "Трижды три", в которой два основных автора канала БиС и МЮ, каждый раз будут представлять коллективы, состоящие из трех участников. Дополнительным и очень важным условием попадания в данную рубрику является принадлежность коллектива к такому музыкальному явлению как прогрессив. По мере возможности мы будем стараться представлять в каждом выпуске две иностранные команды (одну из поколения 60-70-х, другую из 80-90-2000-х) и один отечественный коллектив.
Refugee
В первом выпуске "3 х 3", завершая рассказ о The Nice мы обещали когда-нибудь рассказать ещё об одном интересном трио, в котором принимали участие музыканты Ниццы. Нет, это не всемирно известные Эмерсон, Лейк и Палмер, чье творчество затрагивалось и в сериале о карьере Грега Лейка, и в серии заметок о лучших живых альбомах.
А очень недолго просуществовавший проект Refugee, в котором гитарист/басист/вокалист Ли Джексон (Lee Jackson) и ударник/перкуссионист Брайан Дэвисон (Brian Davison) объединились со швейцарским клавишником Патриком Моразом (Patrick Moraz). После небольшого размышления было решено, что откладывать рассказ в "долгий ящик" будет не слишком логично. Поэтому сегодняшнюю заметку мы начнем именно с Беженца.
Попутно отметим, что Ли и Брайан с момента распада The Nice не сидели сложа руки. Джексон записал с 1970-го по 1973-й четыре альбома фолка/поп-рока с группой Jackson Heights. Несмотря на название Джексон и Ко. никаких высот не взяли. Ни коммерческих, ни чартовых, ни творческих. Сказанное не означает, что Jackson Heights играли плохую музыку. Может только дебютный альбом "King Progress" (1970) несколько простоват и наивен, несмотря на наличие в трек-листе новой версии "The Cry of Eugene" с первого диска The Nice. Остальные три пластинки весьма недурны. Причем скорее всего причиной положительных изменений явилась почти полная смена состава команды. Из музыкантов, работавших над "King Progress" остался только сам Джексон. Новички - Брайан Чаттон (Brian Chatton / keyboards, vocals) и Джон МакБёрни (John McBurnie / guitar, keyboards, vocals) - не только пели и исполняли инструментальные партии, но и принимали активное участие в написании песен. МакБёрни позже работал как бэк-вокалист/гитарист/автор песен с рядом известных музыкантов. Таких как Патрик Мораз (как удивительно!), Артур Браун, Майкл Чапмэн, Джерри Рафферти. Плюс записал одноименный альбом с собственным проектом Vapor Trails (большой привет одной очень известной группе). Чаттон кроме Jackson Heights засветился в Flaming Youth (в компании с Филом Коллинзом) и Boys Don’t Cry. А не нуждающийся в представлении ударник Майк Джайлз (Mike Giles) песен не писал, но одним только своим присутствием обеспечивал предприятию дополнительную долю солидности.
Повторюсь, альбомы Jackson Heights "The Fifth Avenue Bus" (1972), "Raggamuffins Fool" (1972) и "Bump 'N' Grind" (1973), на котором помимо уже упомянутой четверки играли исполнители на банджо, скрипках, контрабасе и сам Кит Эмерсон на синтезаторе, отнюдь не плохие, но и совершенно не выдающиеся. Что в "золотую эпоху" рока, когда шедевры или почти шедевры популярной музыки рождались десятками в год, означало прочно обосноваться во втором, а то и третьем ряду массовки. Сам же Джексон, позже говоривший, что он хотел создать что-то более легкое в противовес монументальности The Nice, своими опусами гордился. Впрочем, лучше послушайте сами. И учтите, что я выбрал лучшие на мой взгляд вещи ...
В первом ролике обратите внимание на цитату во второй половине композиции. Узнали?
Ютуб-канал Shota Putkaradze
Ютуб-канал sabucatuloco
Ютуб-канал Jackson Heights – тема
Но хватит о Ли и его творениях. Добавим только, что Jackson Heights - это не только высоты некоего Джексона, но и (напишем политкорректно) мульти-этнический микрорайон в районе Квинс в Нью-Йорке.
И перейдем к Брайану Дэвисону. Тот после распада The Nice и перед образованием Refugee успел немного поиграть у The Incredible String Band и Роя Харпера. Но самой интересной и знаковой стала работа носящая имя самого Брайана, единственный одноименный альбом проекта Brian Davison's Every Which Way (1970). И я считаю, что художественная ценность Всех Вариантов Брайана Дэвисона на порядок выше любого из дисков Высот Джексона. Мало того. Сногсшибательный коктейль из блюзово-психоделической основы и очевидных джаз-роковых добавок без промаха бьет по мозгам слушателя, оставляя того в легком недоумении. Вопрос, почему дебютник ELP стал событием в мире рока, а Every Which Way - нет, повисает в воздухе. Может потому, что собравшаяся для записи компания не была какой-то суперзвездной? И звукозаписывающий лейбл Charisma не слишком рвался её раскручивать? Да, основной автор музыки, певец и клавишник Грэм Белл (Graham Bell - ранее Skip Bifferty, позднее Bell & Arc и соло), саксофонист и флейтист Джеффри Пич (Geoffrey Peach - позднее Lake и The Sleepy), басист Алан Картрайт (Alan Cartwright - позднее Procol Harum), гитарист Джон Хедли (John Hedley - позднее Last Exit в компании с одним юным начинающим рокером, получившим известность под псевдонимом Стинг) не были персонами, равными по известности Эмерсону, Лейку и Палмеру. Но, мне кажется, могли бы таковыми стать. Однако устроить тур в поддержку пластинки тоже не удалось. И группа распалась.
Забавный факт. На большинстве изданий на обложке альбома красовалась иллюстрация из книги Георга Шафера (Georg Schäfer) "In The Kingdom of Mescal, an Indian Fairy Tale for Adults", основанной на мифах индейцев Гватемалы.
Тонко. Ничего не скажешь. Но для народов более прямолинейных обложку поменяли.
Зато этот вариант более юмористический. Голубь мира не с оливковой ветвью, а с другим известным растением в клюве. Неизвестная науке птица. Галлюциноголубь. По-моему, очень весело.
Но, в конечном итоге, все творческие успехи или неуспехи Ли и Брайана выглядели по сравнению с достижениями покинувшего их Кита детской игрой в песочнице. Разумеется, им хотелось возродить симфо-проговую группу и доказать, что они на самом деле тоже чего-то стоят. И это почти удалось.
Им повезло получить в свои ряды швейцарское джазовое дарование Патрика Мораза. Патрик закончил Консерваторию города Лозанна. В шестнадцать лет он был признан Лучшим Солистом на джазовом фестивале в Цюрихе, а в семнадцать получил несколько уроков от знаменитого французского джазмена Стефана Граппелли (Stéphane Grappelli), который как потом признавался Мораз, научил юного музыканта всему, что надо знать о джазе и роке. В восемнадцать Патрик открывал концерты европейского тура Джона Колтрейна, в двадцать один джемовал с музыкантами The Nice во время их пребывания в Швейцарии. В двадцать три он дебютировал в грамзаписи с парой синглов и единственным лонгплеем своей симфо-проговой группы Mainhorse. Альбом "Mainhorse" вышел просто прекрасным. Сложным, но не заумным. С отличными мелодическими находками и виртуозной инструментальной игрой.
Неудивительно, что летом 1973-го в доме Мораза раздался телефонный звонок от Ли Джексона с предложением присоединиться к нему и Дэвисону и замутить что-нибудь стоящее. Патрик ответил согласием, и закончив работу над саундтреком к франко-швейцарскому фильму The Middle of the World, присоединился к Дэвисону и Джексону в Лондоне.
Трио, которое как уже говорилось, назвали Refugee - Беженец, репетировало по восемь часов в день, дало первый концерт уже в декабре 1973-го, а в феврале 1974-го записало по уже сложившейся традиции единственный одноименный диск, увидевший свет в марте того же года.
Музыку сочинил Мораз, тексты - Джексон.
Итогом стала солидная, зрелая работа, наполненная лучшими моментами того, что было придумано в популярной музыке к середине 70-х. Помимо симфоник-прога присутствуют хард-рок, психоделия, обращение к классической камерной музыке эпохи барокко.
Кроме того, Мораз принес с собой не только целую батарею клавишных, синтезаторы и экзотические музыкальные инструменты типа альпийского рожка, но и особую джазовую атмосферу, дарующую легкость восприятия даже самых сложных моментов пластинки. Послушайте. Это - огонь.
Ютуб-канал deeprainbow1976.
Название представленной в видео-ролике композиции представляет собой легкую иронию над акцентом франкоязычного клавишника. "Ritt Mickley" в устах Мораза означало "rhythmically". "Поритмичней играйте, парни", - обращался он к коллегам.
Представленный на Яндекс.Музыке вариант записи по сути является сборником всего, что было сделано Беженцем. Кроме студийника присутствуют записи выступления в студии Би-Би-Си в мае и концерта в Ньюкасле в июне 74-го. А в августе история Refugee закончилась. Мораз "сбежал" за всемирной славой в коллектив под названием Yes. Не будем его за это осуждать, но название данное группе Гейл Колсон, женой их менеджера Фреда Манта, оказалось в какой-то мере пророческим. Карьера же двух других участников по большому счету закончилась.
Текст - БиС.
BABLICON
Традиции авант-прога/авант-рока, иногда объединяемого в единый музыкальный стиль с так называемым RIO (Rock In Opposition), сильны в Соединенных Штатах как нигде в мире. Скорее всего это можно объяснить присутствием в американском рок-пантеоне двух влиятельнейших для данного музыкального явления (и рока как музыкального жанра в целом) фигур. Речь идет, вы, наверное, догадались о Фрэнке Заппе и Кэптэне Бифхарте. Беря пример с великих, огромное число более молодых исполнителей идет по их следам и обращается к непростому для восприятия и не предназначенному для ушей неподготовленного слушателя стилю.
И сегодня молодое поколение западных прог-рокеров представляет авант-роковое трио Bablicon, состоящее из взявших сценические псевдонимы участников инди/альтернативных команд Neutral Milk Hotel и The Gerbils, связанных с независимым лейблом Elephant 6. Этакий базирующийся в Чикаго андерграундный андерграунд и всем пост-рокам пост-рок.
Впрочем, известны настоящие имена музыкантов. The Diminisher (Уменьшитель) - это Дейв МакДональд (Dave McDonald). Он отвечает за духовые и клавишные инструменты. Marta Tennae в миру носит имя Джереми Барнс (Jeremy Barnes), играет на ударных и заведует электроникой, синтезаторами, звуковыми эффектами. Компанию этой "сладкой парочке" составляет Blue Hawaii (что имелось ввиду, фильм, саундтрек к нему или алкогольный коктейль, остается неизвестным) - Гриффин Родригез (Griffin Rodriguez) - басист и композитор.
Психоделические фри-джазовые эксперименты их первого альбома "In a Different City" (1999), записаного в заброшенном цехе рядом с линией чикагского метро,
соседствуют с минималистическим пост-роком, который на фоне предыдущих хорошо продуманных какофоний слушается почти как эстрадный шлягер.
Музыку Bablicon сравнивали не только с опусами Заппы и Капитана. В ней можно найти отголоски кентерберийского прога от Soft Machine.
И почти классические фортепианные виньетки с вкрапленными в них восточными мотивами
Выдав на гора в период с 1999-го по 2001-й год два полнометражника (кроме уже упомянутого это - "A Flat Inside a Fog - The Cat that was a Dog"), один EP "The Orange Tapered Moon" и один сингл "Chunks of Syrup Amidst Plain Yoghurt", парни на этом остановились, разъехались по разным странам и занялись другими проектами.
Забавно, что в качестве потенциального хита (на синглах ведь издают потенциальные хиты, правда?) музыканты выбрали ту же вещь, что и я, обративший внимание на наличие ещё и сингла и на его название, только после прослушивания трех других опусов американцев.
Запишет ли Bablicon что-то ещё? Кто знает? В любом случае рекомендую ознакомиться с их творчеством. Даже, если оно и не придется вам по душе, настоящему меломану и прог-хеду стоит знать, что такая музыка существует и имеет свой круг поклонников.
Текст - БиС.
Reserve de Marche
Отечественную прог-сцену сегодня представит московская команда Reserve de Marche. Название этой группы — «Запас хода» — не имеет отношения к автомобильной технике, а представляет собой отсылку к одной из важнейших характеристик качественных механических часов. И, видимо, неслучайно, поскольку RdM существует уже 12 лет. За это время ансамбль выпустил 4 (считая демо-ЕР) релиза, которые объединяет блестящая гитарная работа лидера команды Александра «Лекса» Алексеева.
До того, как Александр увлекся идеей инструментального гитарного пост-рока (по его словам, повлияло на него в этом плане знакомство с творчеством американского трио Russian Circles), он на протяжении почти двадцати лет успел переиграть в великом множестве групп самых разных направлений и стилей. На первых порах в музыке RdM преобладали психоделические мотивы. Как пример — номер «Calorie» с первого «полнометражника» группы «The Last Twenty Years», записанного в 2012 году:
Ютуб-канал ReserveDeMarche
Постепенно музыка команды становилась более тяжелой и интенсивной и на сегодняшний день, пожалуй, может быть скорее охарактеризована как «хеви-прог». Этому способствовал и рост технических возможностей, которые мог использовать Александр — например, современный гитарный сэмплер позволяет «в режиме реального времени» делать 8 и более наложений, что позволяет изобретательному и техничному музыканту добиваться исключительно плотного и мощного звучания:
Ютуб-канал ReserveDeMarche
(Кстати, кто кто, а Лекс в «гитарных фишках» разбирается отлично — не зря он даже одно время серьезно занимался этой темой в плане бизнеса.)
Сейчас вместе с Александром в RdM играют басист Никита Харитонов (он в группе уже 10 лет) и барабанщик Константин Штирлиц (параллельно он «стучит» в отличной отечественной проговой команде Human Factor, которую мы уже на нашем канале как-то упоминали. Ну и с особым удовольствием напомним, что группа Reserve de Marche в декабре прошлого года с успехом (как нам кажется) выступила на организованном нашим каналом мини-фестивале «Еще один шаг». Надеемся на продолжение сотрудничества!
Текст - МЮ
Update. Совсем недавно в начале августа Reserve de Marche дали концерт в клубе Джао-Да с новым старым ударником Дмитрием Помогаевым. А чуть позже на их страничке ВК появилось объявление о поисках барабанщика
#музыка #рок #prog-rock #группа refugee #bablicon #reserve de marche
Предыдущая статья:
При создании данной статьи использовались компьютерные колонки Edifier
Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: