Найти в Дзене
Рок на БиС

Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1971 год. Часть 2.

Отличных проговых "живых" альбомов в 1971 году было явно больше, чем может уместиться в одну заметку яндекс-дзена. Представляю вниманию читателей вторую часть лучших . Emerson, Lake & Palmer "Pictures at an Exhibition". Рейтинг Progarchives - 3.86. Рейтинг Allmusic - 3.75. Цикл фортепианных миниатюр русского композитора, члена "Могучей кучки", Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки" - произведение необычное во многих отношениях. Прежде всего для самого Мусоргского, тяготевшего к музыке вокальной, оперной, но выстроившего драматургически безупречный инструментальный цикл, сочетавший связанные между собой темой-интермедией «Прогулка» картинки реальной жизни, сказочной фантастики и образов прошлого. Но и в популярной музыке найдется немного (если вообще найдется) примеров использования не отдельной части или обособленной пьесы, а классического произведения целиком для переработки на современный лад. Причем это случалось уже трижды. В 1975-ом альбом "Pictures at an Exhibitio

Отличных проговых "живых" альбомов в 1971 году было явно больше, чем может уместиться в одну заметку яндекс-дзена. Представляю вниманию читателей вторую часть лучших .

Обложки альбомов взяты на progarchives.com
Обложки альбомов взяты на progarchives.com

Emerson, Lake & Palmer "Pictures at an Exhibition". Рейтинг Progarchives - 3.86. Рейтинг Allmusic - 3.75.

Цикл фортепианных миниатюр русского композитора, члена "Могучей кучки", Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки" - произведение необычное во многих отношениях. Прежде всего для самого Мусоргского, тяготевшего к музыке вокальной, оперной, но выстроившего драматургически безупречный инструментальный цикл, сочетавший связанные между собой темой-интермедией «Прогулка» картинки реальной жизни, сказочной фантастики и образов прошлого. Но и в популярной музыке найдется немного (если вообще найдется) примеров использования не отдельной части или обособленной пьесы, а классического произведения целиком для переработки на современный лад. Причем это случалось уже трижды. В 1975-ом альбом "Pictures at an Exhibition" был записан японским композитором-электронщиком Исао Томита (Isao Tomita), а в 1996 немецкой прогрессив/трэш-метал группой Mekong Delta.

Однако нас интересует самый первый опыт подобного рода. Классики симфоник-прога, трио Emerson, Lake & Palmer, записали "живую" версию своего исполнения "Картинок" в марте 1971 года в ратуше английского города Ньюкасл. Концерт становится в значительной мере бенефисом Кита Эмерсона, бывшего автором идеи и аранжировщиком, адаптировавшим классику для рок-трио, а также исполнителем на хаммонд-органе, муг-синтезаторе и установленном в той самой ратуше церковном органе. Впрочем, Карл Палмер плотными и безупречными барабанными партиями и Грег Лейк прозрачными гитарами и глубоким мистическим вокалом не дают альбому превратится в сольник Кита.

Можно по-разному оценивать проделанную работу. Кто-то считает её озорным трюком азартных молодых людей, другие склонны возводить парней из ELP за данный концертник в пантеон небожителей. Впрочем, сравнивать предложенную ими версию "Картинок" с оригиналом или любым академическим исполнением, считаю затеей бесцельной и бесперспективной. Но то, что она, во-первых, попала в коллекции миллионов молодых слушателей, никогда не слышавших о Мусоргском, и сблизила в их глазах рок и серьёзную музыку, а, во-вторых, представила рок слушателям более взрослым как нечто, заслуживающее как минимум внимания и как максимум уважения, делает "Картинки на выставке" Эмерсона, Лейка и Палмера вещью уникальной и этапной.

Ютуб-канал MrLodurr

Отмечу, что не все композиции на диске принадлежат Мусоргскому. Часть написана участниками ансамбля, а последняя "бисовая" представляет собой обработку отрывка из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик", впервые представленную на сингле американского инструментального ансамбля B. Bumble and the Stingers в 1962 году.

Остается добавить, что "Pictures at an Exhibition" заняли 3-е место в британском альбомном чарте и 10-е место в американском Billboard 200. Даже не хочу заглядывать в нынешние чарты, чтобы узнать, кто сегодня занимает те же места. O tempora! O mores!

Larry Coryell "At the Village Gate". Рейтинг Progarchives - 4.13. Рейтинг Allmusic - 4.50. "Fairyland (Montreux Festival '71)" Рейтинг Progarchives - 4.15. Рейтинг Allmusic - 3.75.

Исключительный гитарный мастер, один из пионеров джаз-рока Ларри Кориэлл (Larry Coryell) впитал влияния Чака Берри (Chuck Berry) и Чета Эткинса (Chet Atkins), брал в качестве примера творчество титанов джаза Джона Колтрейна (John Coltrane) и Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), черпал вдохновение в популярной музыке середины 60-х у таких исполнителей как Beatles, Byrds и Боб Дилан (Bob Dylan). В разработанной им эклектичной гитарной технике комфортно сочетались и рок, и кантри, и джазовые стили вне зависимости от того, что он брался играть: джаз-рок/фьюжн, блюз, фолк, современную классику, пост-боп, индийскую или бразильскую этнику. Прогеры тоже считают Кориэлла своим за его неустанные творческие поиски и исследования возможностей электрогитары в самых различных жанрах и стилях.

Ютуб-канал JR Ellison

За 40 лет творческой карьеры он работал с целой плеядой звезд джаза в супер-группах, гитарных дуэтах, трио, а также выпустил несколько десятков альбомов со своим именем на обложке. Дисков Ларри выходило иногда по несколько штук в год. Вот и в 1971-ом было издано целых три альбома Кориэлла. Студийник "Barefoot Boy" и два концертных релиза. Записанные в январе в нью-йоркском клубе "Live at the Village Gate" и в июне в Монтрё "Fairyland (Montreux Festival '71)". Оба альбома представляют выступления в формате трио с дополнительным вокалом супруги гитариста Джули Кориэлл в одной из вещей на первом из них. Басист и барабанщик на каждой из записей разные. Что не мешает блестящей и слаженной работе ритм-секции, на фоне которой Ларри выдает роковый напор в духе Хендрикса или Клэптона смешанный с джазовой деликатностью в "Village Gate" и легкие, едва угадываемые блюзовые касания вкупе с авангардными звуковыми текстурами во втором. Из девяти композиций на обоих дисках шесть написал сам гитарист. Присутствует также три кавера чужих песен. Одна из них написана Джеком Брюсом (Jack Bruce) из Cream.

Ютуб-канал Rcaddy114

Кстати, о Хендриксе Ларри Кориэлл высказывался иронично и чуть провокационно. Вот цитата: "Величайший музыкант, который когда-либо жил, как я считаю, - это Джими Хендрикс, но я ненавижу его, потому что он отнял у меня все, что было моим."

Don Ellis "Tears of Joy". Рейтинг Progarchives - 3.80. Рейтинг Allmusic - 4.75.

Ютуб-канал andwil98

О том, кто такой Дон Эллис, и почему музыку его джазового биг-бэнда можно считать своеобразным, но всё-таки прогом, я уже писал в заметке Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1966-1969.

По сравнению с рассмотренным в ней "Don Ellis Live At Monterrey" "Cлезы радости" ознаменовали небольшой дрейф в сторону популярной музыки. Однако Дон продолжал пользоваться практически в каждой аранжировке теми музыкальными особенностями, которые составляли его уникальный почерк. Труба Эллиса и инструменты других солистов вытягивают виртуозные партии, в то время как остальные музыканты выдают сложные ритмы и многоголосое, но гармоничное звучание, а секции группы, среди которых струнный квартет, медный октет (четыре трубы, туба, бас-тромбон, тромбон и валторна), духовая и ритм-секция с двумя барабанщиками, перкуссионистом, басистом и болгарским мастером джазового фортепиано Милчо Левиевым соревнуются друг с другом в немного эксцентричных перекличках.

Оригинальный винил был двойным и представлял относительно короткие пьесы на первом диске и в основном более длинные композиции на втором. В сумме слушатель получает более 80 минут всего того, за что и стоит любить музыку оркестра Дона Эллиса.

P.S. Мне лично на альбоме больше всего нравятся Bulgarian Bulge с явной фольклорной составляющей и длинная многочастная (реально прогрессивная ) Strawberry Soup. БиС.

И традиционный опрос. В его результате сомневаться не приходится. Тем не менее.

Опрос завершен. Спасибо всем, кто принял участие.

#don ellis #larry coryell #emerson, Lake & palmer #концертные альбомы

Предыдущие заметки:

Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1961-1965.

Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1966-1969.

Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1970 год.

Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1971 год. Часть 1.