Найти в Дзене
Рок на БиС
Подписаться

При дворе Малинового Короля. Музыканты King Crimson. Грег Лейк. Окончание.

1980-е начались для нашего героя с первого сольного альбома.

Изображение взято на progarchives.com
Изображение взято на progarchives.com

Казалось, что звезде прог-рока, поигравшей в двух ключевых коллективах стиля King Crimson и ELP, было бы логично пригласить для своего сольника таких же проговых звезд и выдать что-нибудь лихо закрученное и сильно интеллектуальное. Однако ни того, ни другого на практике не случилось. Из тех музыкантов, что числятся основным составом на дебютном альбоме маэстро Лейка, к прогу имел отношение лишь басист Тристрам Маргеттс (Tristram Margetts) из Spontaneous Combustion (помните, в первой части я рассказывал о них в связи с продюсерской работой Лейка). Но его при всем уважении вряд ли можно назвать звездой. Гитарист Гэри Мур (Gary Moore) - ярчайшая звезда. Это бесспорно. Но звезда хард-рока, блюза, но никак не прога. Два других основных музыканта - скорее крепкие профессионалы. Ударник Тед МакКенна (Ted McKenna) играл с Муром, Рори Гэллахером, Майклом Шенкером, Алексом Харви. Карьера клавишника Томми Эйра (Tommy Eyre) отмечена работой с такими артистами как всё те же Гэри Мур , Майкл Шенкер, Алекс Харви, а также Джо Кокер, Джон Мэйолл, Иэн Гиллан, Джерри Рафферти, Трейси Чэпмен и даже Wham!.

Гостевое участие приняли аж трое участников группы Toto, саксофонист группы Брюса Спрингстина Кларенс Клемонс (Clarence Clemmons) и ряд других музыкантов. Стилевой разброс исполняемой на основном месте работы всей перечисленной бандой музыки впечатляет, но прога тут точно нет. Зато у этой разношерстной компании имеется явный уклон в хард-рок.

Логичным итогом такого уклона стало то, что из огромного количества написанных Грегом после распада ELP песен получился ладно скроенный и крепко сшитый альбом коммерческого и приятного на слух восьмидесятнического гитарного харда. Значительную роль в именно таком звучании записи сыграло также и желание самого Лейка попробовать себя в чем-то кардинально отличающемся от его привычной стилистики.

"Greg Lake" (1981) достиг 62-го места альбомных чартов по обе стороны Атлантики. Не слишком выдающееся достижение. Но и не провал.

Основным автором композиций являлся Грег Лейк. Благо было, как уже отмечено, из чего выбирать. Но три из десяти вещей на оригинальном издании принадлежали другим авторам. "Love You Too Much" была написана Бобом Диланом. "Let Me Love You Once Before You Go" - это кавер-версия песни 1977 года, созданной Стивом Дорффом и Молли Энн Лейкин для британской соул-исполнительницы Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield). А "открывашка" альбома "Nuclear Attack" - типичное произведение Гэри Мура. Он выдал немало подобного же материала в первой половине 80-х.

Ютуб-канал PHILTY11

Стоит отметить, что Гэри Мур оказал существенное общее влияние на дебютник Лейка. Недаром, в 1993 году, когда альбом был наконец выпущен на CD (в Японии), он был переименован в Greg Lake & Gary Moore.

Второй и последний полноценный сольник великого музыканта вышел два года спустя.

Изображение взято на progarchives.com
Изображение взято на progarchives.com

"Manoeuvres" (1983) записан тем же составом. И ещё более сдвинут в сторону радиоформатного и дружелюбного к ушам слушателя AOR'а. Песни лежат в диапазоне от мощных, драйвовых боевиков, а-ля поздний Rainbow, до среднетемповых баллад в духе небезызвестной группы Asia, в составе которой Лейк побывал при записи видео-концертника "Asia in Asia" (об этой истории мы писали Мои любимые бас-гитаристы. Джон Уэттон. Часть 2.)

Ютуб-канал デカスー

Лично для меня оба сольника Лейка служат ещё одним доказательством, что творцы сложной и продвинутой музыки (кроме самых бескомпромиссных) достаточно часто в глубине души хотят создавать простые и прилипчивые поп-мелодии. И у них иногда это получается гораздо лучше, чем у многих патентованных хит-мейкеров. Ибо в отличие от последних мастера прога вкладывают в свои песни не только ремесленное умение, но и реальное мастерство, и талант.

К громадному сожалению публика не оценила второй альбом Грега Лейка должным образом. В какой-то мере это была и объективная оценка, так как при всех достоинствах, он не стал шагом вперед в его творчестве. Продажи оказались значительно хуже ожидаемых. Критика дала негативные оценки. А Гэри Мур получил контракт как сольный артист в ходе работы над "Маневрами" и занялся собственной карьерой...

В 1986-ом была попытка возродить ELP. Попытка смелая и неожиданная, опять же учитывая эпоху, когда она состоялась. Вышел очередной альбом ELP. Только вот расшифровка последней буквы в аббревиатуре оказалась не такой как раньше. Вместо Карла Палмера, связанного контрактными обязательствами с Asia, место за ударной установкой занял Кози Пауэлл (Cozy Powell).

Ютуб-канал oneforthevine1

Альбом получился энергичным, собранным и умеренно прогрессивным. Вряд ли Эмерсон, Лейк и примкнувший к ним Пауэлл обрели новых поклонников, но зато точно не разочаровали старых.

Ещё одно воссоединение ELP уже в классическом составе случилось в начале 90-х. Итогом стали два альбома "Black Moon" (1992) и "In The Hot Seat" (1994). На них цифровая электроника в значительной степени сменила аналоговые клавишные, а мейнстримовые рок-песни традиционные для трио прог-эпики. Всё это звучит, на мой взгляд, не настолько уж плохо. Но, если ставилась задача вернуться в рок-элиту, то она не была выполнена. Публика и критика приняли альбомы более, чем прохладно, особенно последний. Самым же ярким моментом двух дисков стала обработка отрывка из балета Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта" на "Black Moon", а не собственные сочинения музыкантов.

Дальнейшая карьера Лейка стала носить эпизодический и фрагментарный характер.

Да, Лейк время от времени давал концерты и как сольный артист и в составе разных звездных коллабораций, включая и ELP. Да, продолжали выходить многочисленные "лайвы" и сборники с его участием. Да, Грег записал бас для одной из песен The Who. Но его собственные новые песни к громадному сожалению почти не выходили за одним небольшим исключением. В 2015-ом была издана запись, сделанная Лейком совместно с Джеффом Даунсом (Geoff Downes) из Asia при участии Майкла Джайлса (Michael Giles) в 1989-90 гг. Часть этих песен выходила в перезаписанном виде на альбомах ELP и Asia, но, как говорится, хоть что-то.

А в 2016-ом музыканта не стало. Рак. Уходят великие, уходит эпоха...

#elp #музыка #greg lake

Начало истории Грега Лейка здесь:

При дворе Малинового Короля. Музыканты King Crimson. Грег Лейк. 1960-70-е.

Автор заметки - БиС