В заметке, посвященной 10000-му подписчику, мы анонсировали несколько новых проектов, которые должны появиться на нашем канале. Настала пора обещания выполнять. И сегодня мы представляем вашему вниманию первую заметку из цикла "Трижды три", в которых мы будем каждый раз рассказывать о трех рок-трио. Отсюда и название. Но для коллективов, которые будут попадать в данную рубрику, мы сделали ещё одно ограничение. Все они должны иметь отношение к такому музыкальному явлению как прогрессив. А теперь, когда необходимое для понимания нашего принципа выбора пояснение сделано, начнём помоляся.
The Nice
Вообще-то начинали The Nice как квартет, а не как трио. Мало того, изначально проект задумывался не как самостоятельная творческая единица, а как сопровождающий состав для темнокожей американской соул-певицы P.P. Arnold, которая в Англии была более популярной,чем в родной Америке, и которую продюсер The Rolling Stones Эндрю Олдем планировал сделать новой Тиной Тёрнер. Первоначальный состав включал клавишника Кита Эмерсона (Keith Emerson), успевшего поиграть в ритм-энд-блюзовой команде The T-Bones, басиста того же коллектива Кита "Ли" Джексона (Keith "Lee" Jackson) и гитариста Дэвида "Дэйви" О'Листа (David "Davy" O'List) из лондонской команды The Attack, а также ударника Яна Хейга, до The Nice занимавшего место за барабанной стойкой в Chris Farlowe & The Thunderbirds. Впрочем, Хейг надолго не задержался по причине злоупотребления запрещенными веществами. Ему на смену пришел Брайан "Блинки" Дейвисон (Brian "Blinky" Davison) из Mark Leeman Five, тоже игравших ритм-энд-блюз.
Любопытный факт. Есть версия, что название группе дала Арнольд, произнесшая по поводу успешного формирования коллектива фразу "Here comes the Naz - Господи Иисусе к нам пожаловал!", а музыканты не расслышали или не поняли афро-американского жаргона, и "the Naz" превратился в "The Nice".
С самого начала Эмерсон оговорил, что помимо аккомпанемента для Арнольд, The Nice будут выступать с самостоятельной программой в качестве разогрева. Олдем, естественно, согласился. А что? Неплохо получить для выступлений две творческих единицы вместо одной за те же деньги. Впрочем, карьера аккомпаниаторов у квартета длилась очень не долго. Всего четыре месяца. Арнольд вернулась на родину в Штаты. The Nice же пустились в самостоятельное плавание. Их "живые" шоу имели большой успех, благодаря как представлениям, устраиваемым Эмерсоном на сцене, так и уникальной на тот момент комбинации классической, джазовой, блюзовой и рок-музыки, которая легла в основу звучания команды. В 1967 году вышел первый сингл "The Thoughts of Emerlist Davjack" / "Azrial (Angel of Death)", где Emerlist Davjack коллективный псевдоним участников группы, составленный из первых букв фамилий музыкантов. Этакие Кукрыниксы по-британски.
И в том же 67-ом увидел свет уже полноценный одноименный альбом "The Thoughts of Emerlist Davjack".
В июне уже 1968-го года The Nice выпустили свой самый большой хит, сингл "America", представлявший собой кавер на композицию из мюзикла "Вестсайдская история" авторства Леонарда Бернстайна, включив туда ещё и фрагменты "Симфонии Нового Света" чешского композитора Антонина Дворжака
Ютуб-канал HeXeN
И тут наступает самый подходящий момент, чтобы вспомнить о том, что не всем дано пройти испытание даже небольшой славой и локальным успехом. Из группы уходит Дэвид О'Лист. Версии расставания, как это водится, разнятся. О'Лист говорит, что ушел сам, недовольный лидерством Эмерсона. Остальные утверждают, что он был уволен. Мы, будучи верными свои принципам избегать "желтизны", ни на чью сторону вставать не будем. Просто констатируем факт, что The Nice превратились в объявленное в заголовке трио. И именно трио Эмерсон-Джексон-Дейвисон записало наиболее ценимые любителями музыки альбомы The Nice.
Их оказалось тоже ровно три. "Ars Longa Vita Brevis" (1968), "Nice" (1969) и "Five Bridges Suite" (1970).
Два первых альбома из этой святой для поклонников прог-рока троицы релизов можно и нужно оценивать только в превосходной степени. "Сюиту пяти мостов" мы уже как-то рассматривали в сериале, посвященном лучшим "живым" альбомам, и тоже оценивали, как вы догадываетесь, очень высоко.
The Nice продолжали исследовать и развивать новаторскую тему слияния рока с джазом и академической музыкой, не стесняясь использовать темы как из творчества звезды джаза Дейва Брубека, так и из композиторов-классиков Эдуара Лало, Баха, Чайковского и Сибелиуса.
Ютуб-канал Mike Bracchi
Забавно, что наряду с фрагментами произведений вышеупомянутых творцов высокого искусства на перечисленных дисках можно встретить и кавера на... Боба Дилана. Наверное, гений рока, великий клавишник Кит Эмерсон не знал, что музыка Дилана - это примитив недостойный ушей дзеновских "интеллектуалов", слушающих только музыкальные "сливки". И популярна она только в англоязычном мире и только благодаря текстам. Вот и записывал всякую ерунду.
К сожалению творческий пик The Nice оказался непродолжительным. Кит Эмерсон ушел в другое трио, Emerson, Lake & Palmer, покорять всё более и более высокие вершины. А Дейвисон и Джексон засветились в составе ещё одного прог-трио под названием Refugee, о котором мы, даст бог, когда-нибудь поговорим.
После распада группы вышел ещё один альбом,
который относят то к номерным релизам, то к сборникам, то к "лайвам", ибо содержал он пару вещей с выступления группы в 1969-ом в клубе Fillmore East, вариант одного из треков с "Five Bridges" и очередной кавер Дилана. Впрочем, это было больше похоже на выполнение каких-то контрактных обязательств или желание заработать ещё чуть-чуть денежек.
Подводя итог карьере The Nice, стоит сказать, что их основной заслугой стало преодоление разрыва между психоделической рок-сценой середины-конца 60-х и прог/арт-роком начала 70-х. Эмерсон и Ко. расширили границы того, что называлось популярной музыкой, и заложили солидный фундамент для прогового бума, хотя сами так и остались в истории рока скорее культовым актом.
Осталось добавить, что в 2002 и 2003 годах Эмерсон, Джексон и Дэвисон воссоединились для одноразового тура Nice по Великобритании, итогом которого стал концертник "Vivacitas".
Planet X
История проекта под названием "Планета Икс" началась с сольного альбома ушедшего из иконы прог-метала Dream Theater клавишника Дерека Шериньяна (Derek Sherinian)
Альбом с таким названием стал первым в его дискографии. Работа в стилистике инструментального джаз/фьюжна получила положительные отклики, и Дерек вместе с участвовавшим в записи сольника барабанщиком из Австралии Вёрджилом Донати (Virgil Donati) решили сделать одноименную с названием альбома совместную официальную группу. В качестве третьего постоянного участника был приглашен гитарист-виртуоз Тони МакАльпайн (Tony MacAlpine). С помощью басиста Тома Кеннеди трио записало свой первый диск "Universe" в 2000-ом.
Ютуб-канал Uncensored Music
Три виртуоза с блеском и мастерством сотворили из джаза, академической музыки и хеви-метала убойный и неповторимый коктейль, где каждый компонент играет свою роль, создавая уникальный продукт. Можно не любить подобную музыку, но отрицать её виртуозность и мощь невозможно.
Поклонниками инструментального прога попытка была защитана. Группа прокатилась с туром в 2002-ом, по итогам которого издала концертник "Live from Oz".
На сцене Тома Кеннеди на басу сменил Дейв Де ЛаРу из Dixie Dregs. Впрочем, басистов троица Шериньян-Донати-МакАльпайн меняла как перчатки. Вот с ними сессионщик Филипп Байно -
Ютуб-канал FrankTdrumz
другой сессионщик Кевин Фриби -
Ютуб-канал qdlatejenen1
То есть с 1999-го по 2002-й в роли бас-гитариста побывали уже четверо. А для работы над вторым студийником Планеты "Moonbabies" (2002) помимо упомянутого Кеннеди были приглашены Джимми Джонсон и Билли Шиэн (Billy Sheehan - Mr.Big, Talas, Niacin). Вот та вещь, где на басу сыграл Шиэн -
Ютуб-канал Uncensored Music
Ни стилистику, ни дух дебютника музыканты не поменяли. Это всё та же плотная, навороченная и интеллектуальная смесь джаза и метала. Ещё более концентрированная и беспощадная.
Затем последовал четырехлетний перерыв, в ходе которого группу покинул Тони МакАльпайн. Оставшийся дуэт разродился диском "Quantum" в 2007 году.
Для работы были привлечены уже известный Джимми Джонсон и Руфус Филпот на басу, Брет Гарсед и джазовый виртуоз Алан Холдсуорт (Allan Holdsworth) на гитаре. Альбом вновь заслужил высокие оценки специализированной прессы и интернет-ресурсов.
Ютуб-канал Progressive Music Planet
С тех пор слухи о возобновлении работы или, наоборот, о полной остановке проекта появлялись в Сети, но до какой-то конкретики дело так и не дошло. Как бы то ни было, Planet X уже останется в истории прог-рока и всей рок-музыки как связующее звено между камерностью и элитарностью джаз-рока и энергетикой и доступностью лучших образцов прог-метала. Думаю, что они полностью заслужили звучавшие сравнения с Mahavishnu Orchestra и Return to Forever.
Alien Garden
Лет 50 тому назад жителей нашей страны вовсю интересовал вопрос: "Есть ли жизнь на Марсе?". Сейчас же их с той же интенсивностью волнует проблема наличия у нас в стране рок-музыки. Живой и положительный ответ на эту тему дает инструментальное трио из города Владимир Alien Garden. Сами участники ансамбля дают такое определение стилистике, в которой играют:"Жанр в котором играет коллектив весьма широкий, в нем можно найти мелодизм Joe Satriani, нестандартность Dream Theater, прямолинейность Death." Мне же с самого первого прослушивания музыки Инопланетного Сада чудилась в нем джаз-рок составляющая, очень близкая к музыке предыдущих героев статьи. И даже названия Alien Garden и Planet X схожи своей космической направленностью.
Ютуб-канал Alien Garden
Название Alien Garden коллектив получил в 2011 году. До этого музыканты назывались сначала Rentgen, затем At The Edge Of Reality. Под каждой из этих вывесок выходили релизы, которые можно найти на страничке группы в ВКонтакте. А в 2012-ом состоялся уже полноценный дебют. Диск "Dangerous Games" был записан в следующем составе: Антон Андрианов - гитара, Николай Горшков - бас, Денис Самойлов - барабаны.
Старт получился весьма успешным. Отзывы на него гласили: "Приятно слышать столь целостное и музыкально состоятельное творение. ... музыканты придерживаются канонического подхода... - произведения могут служить примерами в учебнике по теории музыки. В хорошем смысле слова - всё на своём месте, всё в чётком соответствии теории выразительности. Фразировки просто безупречные. Но главное - много красивых запоминающихся вещей." За альбомом последовала EP-шка "Rentgen" (2013)
Ещё более интересным и разнообразным стал следующий полнометражный релиз ансамбля. Диск Antarctica оказался двойным. Первая его часть увидела свет в 2015, Вторая - в 2016 году.
Чуть поменялся состав. За ударные стал отвечать Константин Жданов. В музыке появилось больше тех самых джаз/фьюжн ноток. Парни выступили на международном фестивале Беломор Буги 2017.
В 2020-ом увидел свет ещё один-мини альбом "Pale Traces"
А в феврале 2021 года Alien Garden приехали в Москву на концерт, проводимый нашим каналом, и завоевали расположение столичной публики. Для этого, как выясняется, не нужны внешние эффекты. Только прекрасная музыка
Съемки нашего канала
После этого последовали приглашения Alien Garden на Power Metal Fest и совместные гастроли с легендой отечественного хеви группой Arida Vortex.
Вышедший же уже нынешней зимой новый альбом с барабанщиком Александром Кузьминым (именно его вы можете видеть за ударной установкой на записи с нашего мероприятия) кажется пока вершиной творчества группы. Он действительно как минимум не хуже любого западного альбома в аналогичной стилистике. И пусть им не стать завсегдатаями местных хит-парадов, но утереть нос крикунам, вопящим "у нас рока нет", Alien Garden вполне в состоянии.
"Able To See" - совершенно однозначная творческая удача. Здорово задумано, блестяще исполнено. Такого же блестящего исполнения мы ждем от Антона, Николая и Александра 30 апреля на нашем мероприятии во Владимире в концертном баре "ЦЕХ".
Автор заметки - БиС.
#музыка #рок #prog-rock #the nice #planet x #alien garden
#меломания