Найти в Дзене
Типичный Карамзин

Когда дети – не «цветы жизни»: почему древние римляне избавлялись от собственных детей

Оглавление

Понятие алиментов пришло к нам из древнего Рима, а первоначальным значением слова alimenta было пищевое довольствие.

По законам поздней Империи близкие родственники были обязаны обеспечивать второго родителя (который по факту не является им кровным родственником) средствами для пропитания его детей (даже внебрачных).

Император Нерва создал государственный фонд, средства которого шли на помощь родителям, не имевшим возможности прокормить своих детей. Этими мерами римляне хотели увеличить коренное население Империи. Ведь численность диких племен, окружающих Рим, постепенно возрастала.

Однако к законам о защите детей римляне пришли не сразу. Во втором веке н.э. римский писатель М. Феликс делал упреки по этому поводу своим соотечественникам.

Он писал, что они иногда выбрасывают своих детей на растерзание зверям и птицам, а иногда лишают их жизни через удушение. Лишь в начале III века н.э. император А. Север установил уголовную ответственность за убийство собственных детей.

Еще одной старой традицией в Риме было право отца решать – жить или умереть новорожденному римлянину. Древний историк Т. Ливий писал, что никто на белом свете не обладает такой властью над детьми, какая есть в Империи.

Отцовская власть предполагала осмотр младенца сразу после появления на свет. Отец ребенка должен был или признать его членом семьи, или отвергнуть.

Отвергнутые дети выносились за порог

Другие члены семьи не имели права возражать против такого решения. Аналогичные меры могли быть предприняты отцом к любому несовершеннолетнему отпрыску. Это было прописано в древнем документе «Законы XII таблиц».

Уточнением к этому своду правил служил обычай, установленный Ромулом (первым царем Рима). Он гласил, что отвергнутого ребенка следует сначала показать 5 ближайшим соседям. В случае их отказа его выносили на рыночную площадь или к храму, где они могли быть подобраны сердобольными прохожими.

Дальнейшая жизнь таких детей складывалась по-разному. Некоторые попадали в бездетную семью и вырастали уважаемыми гражданами Рима. Других забирали служащие храма и воспитывали там должным образом. Однако многие ничейные дети попадали в плохие руки и становились объектами непристойных утех. Об этом свидетельствовал И. Философ во 2 веке н.э.

Римлян подобные проблемы волновали мало. Они считали участь детей, от которых отказались родители, вполне естественной.

Главной причиной появления отвергнутых детей был голод

Бедняки, не способные прокормить свое потомство, были в любом городе империи, и даже в Риме. Не спасали положение и бесплатные раздачи хлеба. Его выдавали определенное количество на 1 семью, независимо от численности едоков.

Бедняки Империи полагали большой удачей продажу своих детей. Их покупали в качестве обычных рабов или бесплатных работников. Проданные дети уже не претендовали на еду в своей семье. Кроме того, они приносили отцу заработанную наличность.

Популярна была временная продажа несовершеннолетних на сезонные работы. Ограничить продажу детей сумел император О. Август, который постановил, что запрещено продавать своего сына больше 3 раз.

Примером удачной судьбы отвергнутых детей может служить жизнь Гая Мелисса из Сполеция

Он родился свободнорожденным, но склочные родители отвергли его. Подобравший ребенка римлянин дал ему хорошее воспитание и глубокие знания.

В дальнейшем его подарили Меценату (другу О. Августа) в роли грамматика. Государственный служащий видел в нем друга. Поэтому Гай предпочел остаться в существующем статусе, когда мать пыталась его вернуть, мотивируя свободным происхождением.

Как вы думаете, кто в древнем Риме мог претендовать на алименты?

Пишите ваше мнение в комментариях, ставьте «лайк» и обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации