Всем хорошего дня! Давайте сегодня познакомимся с японским художником Хироаки Мияямой и его офортами? Выставка проходила с декабря 2021 по март 2022 года в музее современного искусства Эрарта.
Для начала расскажу, что техника цветного офорта заключается в том, что каждый цвет, присутствующий на оттиске, печатается с отдельной медной пластины. Это непростая и кропотливая работа. Каждый офорт печатается в ограниченном количестве и имеет свой номер. Например цифры 10/150 означают, что это десятый отпечаток из 150. Автор сам решает, сколько оттисков делать, ну и от материалов тоже зависит. Для наложения фона художник использует сусальное золото или серебро.
Экспозиция названа в честь одного из величайших творений японской классической литературы, «Гэндзи-моногатари», или «Повести о блистательном принце Гэндзи». Хироаки Мияяма в течение десяти лет создавал пятьдесят четыре цветных офорта, по числу новелл из этого произведения.
Каждая новелла повествует о жизни внебрачного сына императора, принца Гэндзи, и его любовных похождениях. Но это не традиционные иллюстрации, а образы в интерпретации художника. Женские персонажи, чьи имена в «Повести» созвучны названиям цветов, у Мияямы представлены как ветка вишни, цветок ириса или бутон тюльпана.
Художественные произведения этого автора отражают атмосферу традиционной японской культуры, при этом привнося в нее современные приемы, такие как свободное пространство и фрагментарность.
Потрясающие работы, где автор совмещает традиционные для японских гравюр декоративные узоры с природными мотивами (кусочек птичьего крыла, сосновая веточка). Малыми средствами (сплошное пятно насыщенного цвета, оригинальная композиция, паттерн) художнику удается добиться сильной выразительности:
Эти работы, конечно, лучше смотреть вживую, чтобы рассмотреть серебристые узоры.
Лаконичность, чистота линий, некая недосказанность, изящество: это всё относится к этим офортам. Не могу налюбоваться на выверенные линии листьев и лепестков. Но при этом они не смотрятся искусственно, в них чувствуется живость и природное несовершенство.
Вы только посмотрите на эти великолепные цветы. Все разные, но все прекрасны:
Листайте галерею:
В горизонтальном формате сложно показать фотографии и передать всю прелесть этих восхитительных линий, попробуйте увеличить фото.
Особое место занимают работы, в которых есть женские образы. Например, "Первая зелень":
Еще один образ с лилией. Здесь также присутствует фрагментарность, придавая картине интерес, загадочность, интригу.
Очень понравилась эта работа с серебристой Луной:
Работы с поэтичными названиями "Кудесник-даос" и "Первая песня".
Самые маленькие офорты, буквально 7-8 см, не менее выразительны и прекрасны. Только цветок и ничего лишнего.
Не знаю как для вас, но для меня созерцание таких работ сродни медитации. Настолько они прекрасны, что зависаешь и отключаешься от мира, рассматривая их. Идеальная композиция, автор показывает только самое главное, взгляд не мечется, наступает внутреннее спокойствие.
Напишите в комментариях ваши впечатления от работ этого художника! Какая картина больше всего запомнилась?
Любой комментарий в поддержку канала приветствуется!
Спасибо за внимание, до встречи в музеях!
Бонус для тех, кто дочитал:
Другие обзоры выставок современного искусства:
#музеипетербурга #музеиивыставки #современное искусство #япония #художественнаявыставка