Найти тему
Трудный русский

Ирина Федосова, самая известная плакальщица в России

Тысячи лет назад уже существовал, а у некоторых народах и поныне существует очень интересный жанр фольклора – плачи. Обычно их исполняют женщины, которые так и называются – плакальщицы. Они, эти плакальщицы, наверное, помогают людям выразить какие-то тяжелые эмоции и отпустить их – не все люди это умеют, а многим бывает это нужно. Так что плачи оказывают психотерапевтическое действие.

Хорошие плакальщицы всегда были востребованы и даже имели широкую популярность, как любые артисты. В России самой известной плакальщицей была Ирина Андреевна Федосова (в девичестве Юлина). Она родилась в 1827 году в семье государственных крестьян в деревне Сафроново, недалеко от Петрозаводска, а умерла в 1899 году в деревне Лисицыно того же, Петрозаводского уезда.

Ирина Андреевна вспоминала позже, как стала плакальщицей. Еще в детстве с подружками однажды понарошку устроили свадьбу, выбрали жениха и невесту, а ее сделали подголосницей. Подголосница пела за невесту, прощаясь с родным домом, и так хорошо это получилось у молоденькой Ирины, что ее стали приглашать на настоящие свадьбы – а было ей на ту пору всего двенадцать лет.

Слава о ней распространилась очень быстро по всему Поонежью, а для этого действительно нужно было обладать выдающимся талантом, ведь в те времена исполнять плачи (причитания, вопы) умели все женщины. Плачи составлялись из традиционных словесных формул, которые произносились на определенный мотив, эти формулы можно было сочетать по своему усмотрению, добавлять собственные слова по случаю.

Со слов Федосовой фольклористы позже записали более тридцати тысяч песен, сказок, плачей и др. Память у нее была феноменальная. Она сама говорила: «Я грамотой неграмотна, зато памятью я памятна; где што слышала, пришла домой, все рассказала, быдто в книге затвердила».

Федосова не только знала и придумывала сама тексты плачей, но и исполняла их необыкновенно трогательно. Люди говорили про нее: «Поет спокойно, а все вокруг плачут».

В 1860-е годы о таланте Федосовой услышал преподаватель Олонецкой духовной семинарии Елпидифор Васильевич Барсов и явился к ней домой. Ирина Андреевна не желала петь для него, так как шел Великий пост. Тогда он уговорил ее исполнить несколько духовных стихов, а в 1867 году опубликовал их в газете, упомянув: «Все напечатанные здесь „стихи“ записаны мною от Ирины Толвуйской» («Толвуйская» от названия деревни Толвуя, соседней с Сафроново, родной деревней Ирины). Стихи были очень яркими и самобытными.

Позже Барсов выпустил трехтомник «Причитания Северного края», включавший плачи, которые Барсов услышал от Ирины Федосовой за два года. Один том назывался «Плачи похоронные, надгробные и надмогильные», другой — «Плачи завоенные, рекрутские и солдатские» и третий — «Свадебные причитания». Эти книги стали сенсацией в научных и общественных кругах.

Широко известен «Плач о старосте». Предыстория такова: крестьяне не собрали податей, в деревню приехал мировой посредник, староста заступился за земляков и его увезли в Петрозаводск, посадили в тюрьму, через некоторое время отпустили, но по пути домой он умер. Отрывок плача звучит так:

«Хоронить пришли надежную головушку —
Уж вы старосту-судью да поставленную!
Он не плут был до вас, не лиходейничек,
Соболезновал об обчестве собраном,
Он стоял по вам стеной да городовой
От этих мировых да злых посредников.
Теперь все прошло у вас, миновалося!
Нет заступушки у вас, нет заборонушки!»

А вот плач по поводу провода солдата с побывки:

«И на ученьице, родитель, на мученьице,
И уже бьют да нас, победных, без повинности,
И до ран да бьют, родитель, до кровавыих,
И до умертвия победных бьют головушек,
И скрозе строй гонят бессчастных нас солдатушков…»

Ирину Федосову стали называть народной поэтессой, так как ее плачи были уникальными поэмами, авторскими импровизациями, включающими много подробностей из жизни оплакиваемого человека.

В 1894 году на творчество Федосовой обратил внимание преподаватель петрозаводской женской гимназии Павел Виноградов. Он организовал для нее турне по России: Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, где она, как бы мы сейчас сказали, давала концерты. Ее рады были видеть везде: в ученых учреждениях, обществах, учебных заведениях, консерваториях, в частных домах. Успех был ошеломительный.

Ирина Федосова даже была награждена двумя серебряными медалями от Академии наук за вклад в развитие народного творчества.

Отработав таким образом несколько лет и собрав небольшое состояние, Федосова вернулась в свою деревню. Часть денег она отдала на строительство школы, потому что всю жизнь страдала от того, что была неграмотной. Похоронена Ирина Федосова на Онежском озере.

Плачи – такой специфический жанр, что возрождать его очень сложно. Хороший плач всегда очень индивидуален и предназначен для исполнения по конкретному поводу для конкретной семьи в конкретных обстоятельствах.

Сохранившаяся запись голоса Ирины Федосовой есть в Интернете – она исполняет «Голубиную книгу». Текст:

Что в осьмомъ году, осьмой тысяче,
Восьмой тысяче, да марте месяце,
Восьмой тысяче, марте месяце,
Наставала тученька темная,
Наставала тученька темная,
Ай, темна-грозна да страховитая,
Ай, темна-грозна, страховитая,
Со громомъ туча́ да со молниёй,
Со громомъ туча́ да со молниёй.
На тую пору да на Фавор гору,
Как на тую пору да на Фавор гору,
Ко тому кресту да ко Господънему,
Ко тому кресту ко Господнему,
Ко тыимъ мощам да ко Адамовым,
Ко тыимъ мощам ко Адамовым,
Выпадала Книга Голубиная,
Выпадала Книга Голубиная....

К слову, на родине фамилию плакальщицы произносят с ударением на второй букве «о»: Федосо́ва.

Другие статьи канала

Проклятия как жанр фольклора

Сказка про белого бычка - есть такая?

#лингвистика #фольклор #россия #история #культура