Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

«Семнадцатый трансатлантический»: война в Арктике в июне 1942-го

Плакат к фильму «Семнадцатый трансатлантический»
Плакат к фильму «Семнадцатый трансатлантический»

27 июня 2022 года исполняется 80 лет с момента выхода из Исландии конвоя PQ-17. Этот арктический конвой печально знаменит тем, что из 35 транспортных кораблей, груженных стратегическими грузами и военной техникой из США, Великобритании и Канады, до Архангельска добралось лишь 13. Об этих событиях спустя тридцать лет была снята кинокартина «Семнадцатый трансатлантический» (режиссер Владимир Довгань).

Фильм «Семнадцатый трансатлантический», снятый киностудией имени А. Довженко в Мурманской области (а также в киевской студии с огромным бассейном и на Черном море), вышел на советские экраны в 1972 году. Сценаристом картины выступил Константин Кудиевский — советский писатель-маринист, служивший во время Великой Отечественной войны в бригаде морской пехоты, на корабле Черноморского флота и Каспийской флотилии. После войны Кудиевский был офицером на Северном флоте, где и начал писать книги.

Фильм начинается с того, что в Великобритании высокопоставленные морские офицеры рассуждают, что раз Черчилль пообещал Сталину помощь, то ее нужно оказывать. Грузы по ленд-лизу можно отправлять через северные моря: да, это опасно, так как там постоянно присутствуют немецкие военные суда, подводные лодки и самолеты, но даже если дойдет половина грузовых кораблей, то это уже будет оправдано.

Лейтенант Митчелл на борту «Кузбасса». Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»
Лейтенант Митчелл на борту «Кузбасса». Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»

Далее показано, как в Исландии британский лейтенант Митчелл (Валерий Бабятинский) знакомится с советским капитаном Лухмановым (Александр Лазарев), помполитом (флотским замполитом) Саввой Ивановичем (Константин Параконьев) и членами экипажа грузового судна «Кузбасс» (пароход «Художник Крайнев»). Они изучают должностные инструкции и готовятся идти в составе конвоя в Мурманск.

Время выхода конвоя является для всех секретом Полишинеля, об этом говорят даже в исландских парикмахерских и, конечно же, об этом осведомлены немцы. Митчелл успокаивает Лухманова тем, что конвой будет охранять беспрецедентное число боевых кораблей: 21 защитник на 35 подзащитных.

Помполит Савва Иванович, капитан Лухманов и лейтенант Митчелл. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»
Помполит Савва Иванович, капитан Лухманов и лейтенант Митчелл. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»

Начинается поход, и сразу же конвой атакуют немецкие самолеты. В результате американское судно получает пробоину, и экипаж его покидает. Видя это, советские капитан и помполит возмущаются тем, что американские моряки не пытаются исправить положение, а просто бегут с корабля.

Поведение американцев контрастирует с героическими поступками русских моряков: когда повреждается ходовая часть «Кузбасса» и судно, отставая, покидает конвой, вся команда, включая Савву Ивановича, участвует в ремонте, а не бежит с корабля. При этом британец Митчелл остается на корабле, хотя мог бы его покинуть, опасаясь немецкой атаки.

Капитан и помполит вручают британскому лейтенанту балалайку на 27-й день рождения. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»
Капитан и помполит вручают британскому лейтенанту балалайку на 27-й день рождения. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»

После того, как ремонт завершен и «Кузбасс» возвращается в состав конвоя, офицерский состав празднует день рождения британского лейтенанта с пирогом и водкой, причем и Митчелл, и Савва Иванович произносят здравицы в честь друг друга.

4 июля 1942 года в Британское адмиралтейство поступает информация (при осуществлении операции «Ультра»), что для охоты на конвой вышел линкор «Тирпиц». Англичане принимают решение, по которому все охранение должно оставить конвой и устремиться то ли нападать на «Тирпиц», то ли прятаться от него. Как бы там ни было, грузовые суда конвоя остаются без защиты от бомб и торпед.

Попытка противостоять самолетам. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»
Попытка противостоять самолетам. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»

На «Кузбассе» происходит собрание коллектива, где капитан сообщает матросам, что они везут взрывчатку, необходимую для наших партизан, а помполит информирует, что оставлен Севастополь. Все понимают, что доставка взрывчатки — вопрос жизни и смерти.

На собрании Митчелл, понимая, что вина за потерю судов конвоя лежит на британцах, призывает русских моряков верить ему, простому офицеру. Потом он идет в свою каюту и кончает жизнь самоубийством на фоне портретов Черчилля.

Далее происходит сцена прощания с погибшими и их захоронение в море. «Кузбасс», продолжая поход в одиночку, спасает иностранных моряков и начинает дрейфовать во льдах. В итоге транспортное судно встречает советский военный корабль, и мы понимаем, что команда спасена и груз будет доставлен по назначению.

Посвящение в начале фильма. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»
Посвящение в начале фильма. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»

Фильм «Семнадцатый трансатлантический» нельзя назвать шедевром, все-таки в том же году вышли «… А зори здесь тихие» (режиссер Станислав Ростоцкий) и «Командир счастливой «Щуки» (режиссер Борис Волчек). Тем не менее, получился добротный фильм, показывающий героизм простых советских, британских и американских матросов, воевавших против общего врага. Памяти погибших моряков всех национальностей и посвящен фильм.

Рулевой Семячкин подшучивает над коком. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»
Рулевой Семячкин подшучивает над коком. Кадр из фильма «Семнадцатый трансатлантический»

Особенно стоить отметить спокойную актерскую игру Александра Лазарева, создавшего без надрыва и пафоса кинообраз советского морского офицера. Интересен образ «отвечающего» за юмористическую составляющую фильма рулевого Семячкина, воплощенный Бориславом Брондуковым. Сильна сцена прощания с погибшими и захоронение останков в море.

Вину за разгром авторы фильма возлагают на британское морское командование, которые испугались «тени Тирпица», а, может быть, изначально планировали охотиться на него, используя конвой как приманку? Ведь как говорят в Британском адмиралтействе: «У Британии нет друзей и врагов, а только интересы» и «при любом исходе войны Британия должна сохранить влияние в мире».

***

Валерий Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic