По словам исследователей Кембриджского университета, дислексию нужно рассматривать как отличие, а не как нейробиологическое расстройство.
В новом исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Psychology, ученые взглянули на дислексию иначе, предположив, что ее неврологические характеристики могут иметь преимущества при различных обстоятельствах.
По мнению ученых, влияние дислексии на возможность читать и писать – вторично. Основная задача этого состояния – исследование, а не эффективное использование имеющихся ресурсов.
Дислексия давала преимущество нашим предкам
Исследователи пересмотрели прошлые научные работы в области психологии и неврологии и обнаружили фундаментальные различия в том, как устроен мозг обычного человека и человека с дислексией. Дислексия заставляет концентрироваться на более «глобальных» вещах и не позволяет сосредоточиться на локальных.
Так племя охотников-собирателей для выживания должно эффективно использовать имеющиеся ресурсы пищи. Однако чрезмерное использование местных ресурсов может привести к голоду в случае непредвиденных обстоятельств (например, засухи).
Каждое племя нуждалось в исследователе. Если в популяции было слишком много людей с дислексией, они не смогли бы рационально использовать местные источники пищи. Однако несколько людей с дислексией в одном племени способны значительно улучшить перспективы окружающих.
Нейробиологическое разнообразие племени, вероятно, помогло людям выжить, особенно в условиях нестабильного климата.
Но не только история
Исследователи отмечают, что дислексия имеет наследуемость не менее 60 % и затрагивает от 5 до 20% населения.
«Нахождение баланса между изучением новых возможностей и использованием преимуществ конкретного выбора является ключом к адаптации и выживанию и лежит в основе многих решений, которые мы принимаем в повседневной жизни», — говорят ученые.
Авторы считают, что трудности, которые в настоящее время испытывают люди с дислексией, вызваны окружающей средой. Появление чтения и письма создали проблемы для людей с определенной стратегией поиска, но, по словам ученых, не дислектики должны подстраиваться под изменяющийся мир, а он – под них.
«Школы, академические институты и рабочие места не предназначены для того, чтобы максимально использовать исследовательское обучение. Но нам срочно нужно начать развивать этот образ мышления, чтобы позволить человечеству продолжать адаптироваться и решать ключевые проблемы», – заключают ученые.