Найти в Дзене
Культур-трегер

Почему новая "Янтарная комната" лучше старой

Иногда мне приходилось слышать от современных снобов: Янтарная комната! Фи! Да это же грубый новодел! Небезызвестный Эдуард Лимонов вообще назвал этот шедевр ювелирного искусства "предбанником в новорусской сауне".

Существует мнение, что Янтарную комнату не эвакуировали в 1941 году из-за глупости и бескультурья советских властей.

Но на самом деле к 1941 году Янтарная комната находилась в аварийном стоянии. Именно поэтому ее побоялись снимать со стен и просто заклеили папиросной бумагой и обложили марлей и ватой. Кто вообще тогда мог предположить, что немцы дойдут до Ленинграда?.

В коллекции музея Царское село сохранилось множество подлинных фрагментов Янтарной комнаты, которые постоянно осыпались с ее стен. Наиболее крупные куски приклеивали обратно, а более мелкие собирали для будущей реставрации, которая была запланирована на 1941 год.

Почему же Янтарная комната осыпалась? Ее наборные панно были наклеены на обычные деревянные доски, которые постоянно коробились от перепада температуры. Современным читателям невдомек, но Янтарная комната в течение своего почти 200-летнего бытования в Екатерининском дворце использовалась самым экстремальным образом.

В зимний период отопление залов дворца поддерживалось в экономном режиме, и в наиболее морозные дни и ночи стены здания часто промерзали. Перепады температур весной и осенью, сырость и сквозняки тоже не способствовали сохранности янтаря. А свечи, освещающие комнату, точно также неравномерно нагревали пластины янтаря и коптили на ценные элементы отделки.

Янтарная комната, фото до 1917 года.
Янтарная комната, фото до 1917 года.

Все это приводило к тому, что ремонты (не реставрации!) Янтарной комнаты в царское время проводились постоянно. Например, в 1833, 1865,1893-1897 годах. Во время этих ремонтов янтарь довольно грубым образом отмывали, заменяли отпавшие и утраченные детали и покрывали панно лаком(!). Это придавало драгоценным панелям дополнительный блеск, но с каждым разом все более скрывало под собой подлинную структуру и очарование янтаря.

В 1933—1935 годах провели последнюю реставрацию, но и она была далека от идеала и фактически свелась только к поверхностной очистке янтаря. Сколько деталей Янтарной комнаты дополнительно отвалилось при ее демонтаже немцами, тоже неизвестно.

Янтарная комната, собранная в Кёнигсбергском замке, фото до 1944 года.
Янтарная комната, собранная в Кёнигсбергском замке, фото до 1944 года.

Если судить по фото военного времени, то собранная в одном из залов Кёнигсбергского замка янтарная комната не производила сногсшибательного впечатления. Фото плохого качества, но даже по нему видно, что структура и цвет янтаря были к этому времени уже были сильно нарушены.

Восстановленный фрагмент Янтарной комнаты, хорошо видна различная окраска отдельных элементов. К 1941 она уже была в значительной степени утрачена.
Восстановленный фрагмент Янтарной комнаты, хорошо видна различная окраска отдельных элементов. К 1941 она уже была в значительной степени утрачена.

В частности, для усиления оттенка отдельных янтарных деталей в XVIII веке их вываривали в настойках различных трав и растворах минералов. На протяжении 200 лет бытования Янтарной комнаты, эти оттенки были уже в значительной степени утрачены под действием негативных факторов.

Но если бы состоялась реставрация 1941 года, что было бы тогда? В СССР в этот период не было познаний в области старинных ремесленных технологий.

-5

При восстановлении комнаты к 2003 году все секреты мастеров прошлого (окраска, тончайшая распиловка, вытачивание отдельных элементов и т.п.) приходилось постигать опытным путем. Было бы это сделано качественно и аутентично в СССР 1940-1950-х годов?

Возможно, да, а возможно, и нет. Кто знает? И в тот период все решали деньги и вопрос экономии средств. Однако в наши дни мы имеем редчайший пример ювелирного изделия огромного размера, полностью созданного по технологиям XVIII века, но при этом находящегося в первозданном и идеальном состоянии.

По моему скромному мнению, эффект подлинной янтарной комнаты в наши дни был бы значительно более низким, чем от ее восстановленной "сестрицы".

Конечно, ничто не может заменить подлинный исторический дух и мемориальную ценность предмета, но ничто не сможет и восстановить минерал, подвергшийся сильнейшей временной деструкции.