Не совсем.
В Византийской империи, как и в большинстве, если не во всех, досовременных государствах, не было официального языка в том смысле, в каком человек из 20—го и 21—го веков понимает этот термин. Не было писаной конституции или закона, предоставляющих языку официальный статус, и не было всеобщего государственного образования, стремящегося к языковой однородности. Когда ученые говорят об официальном языке, они в основном ссылаются на тот, который используется государством в титулатуре, монетах, печатях, бюрократии, переписке и т. Д.
На самом деле, широко обсуждаемое нововведение Ираклия (р. 610-641) имело непосредственное отношение к императорской титулатуре. До 629 года романы (новые законы), изданные от его имени, носили древние названия autokratōr (греческий эквивалент латинского imperator) и augoustos (греческий перевод латинского augustus). Но 21 марта 629 года, когда был издан новый закон о церковных привилегиях, он носил другой титул — основным императорским титулом теперь был басилевс (по-гречески царь). Это был первый раз, когда басилевс был использован в столь официальном контексте.
Итак, чтобы прояснить ситуацию. Ираклий не издавал закона об использовании греческого языка, и он не был первым императором, который использовал греческий язык в официальных документах. Переводы с латыни на греческий были обычным делом долгое время, учитывая, что на латыни никогда особо не говорили в восточных провинциях (южные Балканы, Малая Азия, Левант, Месопотамия, Египет). Более того, уже со времен Юстиниана (527-565 гг.) новые законы издавались непосредственно на греческом языке. Как мы видели, собственные законы и титулы Ираклия также были на греческом языке до 629 года.
Каким бы незначительным или не внушающим восторга это ни казалось современному взгляду, переход от августа к басилевсу был существенным. Ученые пролили свет на различные аспекты его значения.
- Басилевс имел долгую историю в грекоязычном мире как основной титул для / царей Ахеменидов, правителей древнегреческих царств (Македонии, Саламина, Эпира) и особенно монархов эллинистических государств. Его принятие Ираклием, возможно, высветило общий переход от латинских / римских к греческим / эллинистическим тропам. В конце концов, империя теперь охватывала в основном восточное Средиземноморье, где, в отличие от Рима, не было табу на королевские титулы. На самом деле, неофициальная греческая литература называла римских императоров басилеями поскольку до Ираклия — термин был доминирующим уже при Константине Великом (р. 324-337).
- Другие исследователи обнаружили намек на растущую власть и централизацию византийской имперской канцелярии. Называя себя басилевсом, Ираклий показал, что делает новые шаги на пути к более автократическому стилю правления. Вряд ли это было беспрецедентно — ряд императоров, включая Диоклетиана и Юстиниана, поступали подобным образом.
- Также вероятно, что название было принято как дань иранской имперской традиции. Империя Сасанидов была единственным государством, которое византийцы считали равным себе и действительно независимым от своего собственного, а ее шаханшаха по-гречески называли басилевсом, как и его ахеменидских и парфянских предшественников. Ираклий принял титул басилевса только через год после окончания византийско–сасанидской войны (628), возможно, для того, чтобы подчеркнуть свой триумф как в идеологической, так и в материальной сфере.
- Известно, что Ираклий предпочитал религиозные образы, такие как крестное знамение. Среди библейских (ветхозаветных) архетипов он особенно ассоциировал себя с царем Давидом; об этом свидетельствуют девять серебряных декоративных тарелок со сценами из жизни еврейского царя, которые он заказал. Как и у всех библейских монархов, титул Давида - басилевс в Септуагинте и во всей грекоязычной христианской традиции.
- В 7 в. был проведен ряд экспериментов с титулатурой в связи с усилиями ираклийских императоров по созданию эффективной династической идеологии и внедрению семейной динамики в императорскую канцелярию. Это было особенно актуально во время правления Ираклия, поскольку у императора были законные сыновья от двух разных женщин — Ираклий Константин от Евдокии и Ираклеонас от его амбициозной племянницы-жены Мартины. Для обоснованных выводов может потребоваться пересмотр нашего понимания византийского соимператорства.