Найти тему
Истории о Приморье

Рождение Владивостока: строительство

Гуляя по современному Владивостоку, даже сложно представить, как приходилось первым 28 солдатам под руководством прапорщика Н.В.Комарова. В течение года у них не было ни одного выходного дня. С помощью пил, топоров и лопат валили лес на Русском острове и в районе Седанки и возводили первые дома.

Спустя месяц после основания порта в бухту Золотой Рог вошел корвет "Гридень" под командованием Г.Х. Эгершельда. Силами штурмана судна лейтенанта Чуркина П.Ф. была промерена бухта и составлена карта залива Золотой Рог. Так были увековечены названия: пост и гавань Владивосток, пролив Босфор Восточный, бухта Золотой Рог, мыс Чуркин и др.

1862 - для привлечения иностранного капитала на развитие Дальнего Востока, русское правительство вводит во Владивостоке порто-франко (беспошлинная торговля импортированными товарами).

Во Владивосток нахлынул поток заморских предпринимателей. Они строили свои лавки и торговые дома (сначала двух-, затем трехэтажные), торговали, скупали под свои нужды земельные участки. Правители Владивостока непредусмотрительно продавали последние за мизерные цены. А десять лет спустя они начали продавать их по баснословным ценам. Так, когда городской управе понадобился участок для здания, она его купила вместе с пакгаузом за 14 тыс.руб., хотя пять лет назад продала этот участок за 30 руб.

В городе имелись представительства таких иностранных торговых фирм, таких как Кунст и Альберс, Смит, Лангелитье, де Фриз, Купер и др. Их было настолько много, что в 1878 г. переписью населения было зарегистрировано из проживающих 4163 жителей города 40% иностранцев.

1864 - во Владивосток из Николаевска-на-Амуре переводится Управление южных гаваней и начинается возведение здания адмиралтейства.

Владивосток, 1866
Владивосток, 1866


1871 - во Владивосток из Николаевска-на-Амуре переводится военно-морской флот и резиденция губернатора Приморской области. Владивосток становится главной базой Сибирской военной флотилии. Датская телеграфная компания соединяет город подводным кабелем с китайским портом Шанхаем и японским портом Нагасаки.

1875 - небольшой поселок Владивосток приравнен к городу. Появляется герб и избираются городская дума и городской голова.

1880 (10 мая) - во Владивостоке проживает уже 7300 человек и насчитывается более 500 домовладений. Он официально объявляется городом и выделяется из Приморской области в самостоятельную административную единицу. В городе имеется судостроительная верфь (где к этому времени уже построено 10 судов), кирпичный завод, несколько лесопильных заводов и городская пристань.

В год, когда Владивосток официально объявляют городом, открываются три гостиницы "Владивосток", "Москва" и "Отель де Лувр". Казалось бы, зачем небольшому городу столько гостиниц? Но, во-первых, Владивосток - город портовый, а во-вторых - он главный представитель Российской империи на побережье Тихого океана. Не только для иностранной торговли, но и для установления экономических и административных связей со всеми населенными пунктами Приморья.

К 1880 году постройки Владивостока группировались на двух концах бухты Золотой Рог. На современной карте, это участок от остановки "Лазо" до ул. Алеутская и районы Матросской слободы, Экипажной слободы и госпиталя (от остановки Гайдамак до р. Объяснения).
Первый "район" выполнял роль общественного центра. Здесь располагались офицерские флигеля, управление южных гаваней и здание морского штаба, магазины, церковь.

На территории "второго района" жили женатые и отставные матросы Сибирской флотилии и застройки индивидуальных жилых домов, в том числе для офицеров Сибирской флотилии и больничного персонала. Так как кирпич был редкостью, дома возводились из леса.

Следует принять во внимание, что плана постройки города у Владивостока не было только первые несколько лет, но уже в 1864 году М.С. Корсаков, генерал-губернатор Восточной Сибири, дал указание лейтенанту Шкоту, начальнику поста, строго придерживаться прямоугольного расположения улиц, "чтобы потом не приходилось исправлять".

В 1868 землемером Любинским был составлен первый план застройки города, который в дальнейшем был расширен Ю.Э. Рего, городским архитектором. В период 1876-1879 гг. комитетом по благоустройству городской думы, были проведены работы по устройству ливнестоков, упорядочению сети улиц, созданию транспортных связей между Матросской и Каторжной слободой, созданной в районе Первой Речки в начале 70-х.

Культурная жизнь во Владивостоке до 1880 года

#владивосток #историявладивостока #историяприморья