.
.
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца (Откр.12:4)
.
В публикациях канала, посвященных событиям, связанным с пятой и шестой небесными трубами, где тайнозрителю были показаны «демоническая саранча» и «конное войско числом две тьмы тем», уже отмечалось, что «голова» в Св. Писании соответствует «пальме», то есть имеющим власть, а «хвостом» называется «лживая трость», то есть лжеучителя и лжепророки (сравн. – «…отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, - это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост», Ис.9:14-15).
Поэтому и в образных свидетельствах книги Откровение головы и рога «большого красного дракона» символизируют силу и власть своего «хозяина», а «драконий хвост» соответствует исходящему от него лжеучению.
А поскольку самой бесстыдной ложью диавола была клевета, призванная очернять человеческий род (само слово «диавол-διάβολος» означает «клеветник»), — третья часть «звезд» (которые в образном смысле обозначают ангелов, Дан.8:10, 1 Кор.15:41) пала не под давлением внешней для себя непреодолимой силы, которая предполагала бы воздействие на них «голов» или «рогов», но будучи «увлеченными хвостом», что подразумевает в том числе и их собственное склонение в грех человеконенавистничества.
(Другими словами, именно собственным «добровольным» выбором падших ангелов обусловлено то обстоятельство, что такие ангелы предстают в Откровении «сгоревшими деревами» и «источниками горьких вод», Откр.8:7-11, сравн. – «…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания», 2 Пет.2:4)
Проф. Лопухин комментирует это событие так :
…небесные звезды суть небесное воинство, надземные создания, ангелы, которых увлек диавол своим примером, и не только сам по своей греховности и неповиновению отпадает от Бога, но к тому же побуждает и других Ангелов. Они, последуя ему, оставляют свое небесное жилище, свою нравственную близость к Господу Богу и все свои силы употребляют на распространения зла и греха на земле среди людей.
Упоминание же о третьей части говорит не о точном математическом числе, но о числе достаточно большом, хотя и меньшем, чем то, которое осталось верным Господу
.
Что касается откровенно злобных намерений дракона в отношении Младенца, Которого он вознамерился «пожрать», — подобная ненависть появилась и проявилась не вдруг, но сопровождала весь исторический путь человечества от первых дней сотворения мира. Ведь именно за обольщение Адама грехом непослушания, что в тот момент было равносильно человекоубийству, на «змия древнего» было наложено первое вечное проклятие, а вместе с этим и унизительное для него определение, в соответствии с которым насколько бы слабым ни был человек, и насколько бы значительной не представлялась «змеиная» сила, голова-власть дракона отныне стала уязвимой, сравн.:
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:14-15)
.
При этом весьма знаменательно, что в образах главы 12 отчасти повторяется древняя история противостояния человека и змея, — но только повторяется это противостояние в новых условиях и с совершенно иным результатом.
Так, «древний змий» (Откр.12:9, Откр.20:2) вновь, как и в Быт.3:1-5, становится «перед женой», — однако теперь его намерения не столько коварны, сколько прямо и откровенно враждебны. Более того, дракон-змей осознает, что у «семени жены» (т.е. у «последнего Адама», 1 Кор.15:45-48) есть власть «поражать змея в голову», — и поэтому направляет свою злую волю не на жену, а «на ее семя», то есть на рождаемого женой Младенца, способного поразить самого дракона.
(Здесь можно отметить, что жена адресатом агрессии в этот момент не является, так как без Младенца ей нечего противопоставить ни силе, ни коварству дракона)
Другими словами, дракон отчасти понимал то, что может произойти, — и пытался «нейтрализовать» главную для себя угрозу, стоя прямо перед женой все то время, пока она «имела во чреве» и ожидала появления Первенца, сравн.:
Ибо Я слышу голос как бы женщины в родах, стон как бы рождающей в первый раз, голос дочери Сиона; она стонет, простирая руки свои: "о, горе мне! душа моя изнывает пред убийцами" (Иер.4:31)
.
Причем весьма показательно, что новый замысел дракона, направленный против человека, как и первый, который заключил весь человеческий род в узы духовной смерти, а самого «древнего змия» под унизительным для него проклятием, в полной мере отражает его богоборческую сущность, так как вместо того, чтобы осознать ранее содеянное, подчиниться Божественному Замыслу и признать человека венцом творения, дракон-змей вновь избирает путь ненависти и человекоубийства (в данном случае, — в расчете на то, что, «пожрав младенца», он сможет низложить и все связанные с человеком и человечеством Божественные определения).
Поэтому и то обстоятельство, что на протяжении главы 12 «дракон» поочередно именуется то «змеем»; то «сатаной», т.е. «противником»; то «диаволом», т.е. «клеветником» (Откр.12:9, Откр.12:12), свидетельствует не только о различных «темных сторонах» его духовной сущности, но и о свойственных ему нечестивых деяниях.
Кроме того, в образах и событиях главы 12 явлено одно из самых очевидных свидетельств об истинности Иисуса Христа не только как Сына Божьего, но и как подлинного Сына Человеческого. Ведь восстание человечества от грехопадения в Адаме ко спасению во Христе обретает полноту смысла и исполняет Божественные определения из книги Бытие только при условии, что рожденный женой Младенец не просто победил дракона, — но «поразил его в голову» как истинное «семя жены» (Евр.2:14), то есть как Сын Человеческий не только по «способу рождения», но и по собственной внутренней природе (а не как «изображающий» человека, но по сути им не являющийся).
Что касается свидетельства, согласно которому обладающий обширными знаниями и великим (хотя и нечистым) разумом дракон не только надумал, но и дерзнул стать «перед женой… дабы…пожрать ее младенца» (Откр.12:4), — оно косвенно подчеркивает то обстоятельство, что Господь действительно умалился до человеческого младенчества и при этом полностью подчинился заповедям для плоти, сравн.:
но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал.4:4-5)
.
Более того, именно немыслимое умаление Сына Божьего послужило причиной тому, что ослепленный собственной гордыней диавол решил воспользоваться ситуацией и совершить «окончательное человекоубийство», то есть лишить человечество всякой надежды и навсегда изменить складывающееся не в его пользу вселенское соотношение сил.
Соответственно, и слова «стал перед женою» указывают не на вертикальное положение дракона «в пространстве» (сравн. – «…ты будешь ходить на чреве твоем…», Быт.3:14), — но на то обстоятельство, что клеветник-диавол встал на определенную духовную основу, избрав такой основой проклятие, обретающее силу в случае нарушения человеком заповедей закона (то есть подвластность всякого подзаконного Божественному определению, сопровождающему каждое нарушение каждой малейшей заповеди, сравн. – «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона», Гал.3:10).
(К слову, именно по этой причине тех людей, которые отвергали Сына Человеческого и Его проповедь, как будто вовсе не интересовали возвышенные смыслы Его учения, однако они не разворачивались и не отходили в сторону, но упорно искали в словах и действиях Спасителя хоть какое-то нарушение закона.
Очевидно, что с точки зрения обычной человеческой логики подобная «узкая заинтересованность» выглядит крайне неестественно, — но поскольку в рамках этого противостояния противники Благовестия выступали служителями диавола не в каком-то отвлеченно-образном, а в самом что ни на есть прямом смысле, они тщетно искали во Христе именно то, в чем были заинтересованы не они сами, а стоящий за ними диавол.
Но все их нечестивые ожидания оказались напрасными: даже в самых сложных условиях и обстоятельствах Господь не согрешил ни в чем, и не нарушил даже самой малейшей заповеди, так что все направленные против Него обвинения не обретали духовной силы, сравн. – «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего», Ин.14:30)
А как только неуязвимость Спасителя для проклятия за нарушение закона стала очевидной даже для клеветника, — диавол нанес последний возможный для него удар, обратившись к еще одному проклятию, которое звучит как «...проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]…» (Втор.21:22-23, сравн. – Гал.3:13).
Другими словами, сатана решил, что если Сам Господь не дал ни малейшего повода поразить Его в прямом противостоянии, то возможно обратить слово Божье против Сына Божьего вне зависимости от слов и деяний Самого Господа, — и спровоцировал распятие Спасителя на кресте, чтобы умертвить Его «смерть проклятого» и навечно заключить Его в преисподней.
Однако непомерная гордыня и нечистый разум диавола в очередной раз обманули его самого, не дав ему осознать, что Господь восходит на Крест не только безвинно, но и добровольно, — и поэтому не просто избегает проклятия, связанного с заповедями для плоти, но и обращает проклятие «повешенного на древе» против самого греха, сравн.:
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас… Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим.8:3-11)
.
Так что в результате вместо желаемого и ожидаемого диаволом «окончательного» заключения в узах греха и смерти род человеческий через Воскресение Спасителя восстал от «устроенного» ему ранее грехопадения и был вознесен прямо к Небесному Престолу, — а дракон потерпел полное и окончательное поражение, которое не только лишило его возможности восходить на небо, но и заключило в глубины бездны.
(Сравн. – «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово», Евр.2:14-16).
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: «И родила она младенца мужеского пола...» (Откр.12:5)
Предыдущая статья: Знамение огненного дракона с семью головами (Откр.12:3)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #хвост дракона увлек с неба треть звезд и поверг их на землю, Откр.12:4 #дракон стал перед женой имеющей во чреве чтобы пожрать младенца, Откр.12:4