Найти тему
РЮКЮ КАРАТЭ

«Традиция» vs Спорт

Среди множества тем для дискуссий, которые разворачиваются вокруг единоборств, есть одна, которая является несомненным фаворитом, настоящей королевой многочисленных Холиваров, которые делят мир боевых искусств на два непримиримых лагеря: сторонников традиционных и спортивных направлений рукомашества и ногодрыжества.

-2

Позволю себе высказать собственную точку зрения, которая заключается в том, что подобное деление является абсолютно не корректным. Нет никаких спортивных и традиционных направлений. Есть и было исключительно профессиональное и любительское отношение к такому явлению, как умение причинять боль ближнему своему. И самое главное – наполнение этих понятий конкретными практиками менялось в зависимости от потребностей данного исторического периода. Проще говоря спрос всегда порождал предложение. 

 

 Что отличает профессионала от любителя? Для профессионала то, чем он занимается – это основной вид деятельности и основной источник доходов! 
Любитель – добывает средства для пропитания иными способами, находя причины для занятий в других, нематериальных выгодах. 

Теперь давайте попробуем понять кто занимался всеми этими кунгфу в момент их становления и рассвета. Большинство исследователей генезиса боевых искусств Азии приводят следующие основные категории практиков в различные этапы формирования китайского боевого искусства: военные, охранники торговых домов и караванов, телохранители, члены охранных обществ и отрядов самообороны.

-3

Позднее члены тайных обществ и кулачных союзов. То есть те самые профессионалы, для которых эти занятия являлись исключительно вопросом выживания. Появившееся, в Китае после периода воюющих царств и возникшее на волне распространения конфуцианства разделение на гражданское и военное, боевые искусства относило к малопочтенным занятиям никоим образом, не способствовавшим ни карьерному росту индивидуума, ни его авторитету среди соплеменников. То есть единственной мотивацией для занятий единоборствами служила польза, которую они давали в плане продления жизни. 

Все это продолжалось до тех пор, пока, с одной стороны, не восторжествовали законность и порядок (что всегда плохо сказывается на боевых качествах единоборческих школ), с другой (и в немалой степени благодаря торжеству законности) — мастера ушу начали переезжать в большие города.

Здесь ситуация кардинально поменялась. В городе «гуани» соседствуют, и как следствие, конкурируют. В отличие от охранных агентств и отрядов самообороны, где скорость обучения равна шансам на выживание, в городах быстро подготовленный ученик — это потерянные деньги и новый потенциальный конкурент.

-4

Именно в этот период сроки обучения растягиваются почти до бесконечности. Ученики из товарищей по оружию, с которыми, возможно придется идти в бой, превращаются в источник доходов и основу финансового благополучия школы. Но меняется и отношение общества к боевым искусствам.

Если мы внимательно посмотрим на дальнейшую историю развития кулачного умения в Китае, то без труда отследим тот момент, когда воспитание морально-нравственных черт занимающегося начинает превалировать над боевой эффективностью и становится основным и официальным мейнстримом практики. 

Примерно в это же время, начинается повсеместное развитие спорта, сначала как зрелища, а затем как целой, мощной индустрии со своей экономикой. Причем законодателем моды в боевом спорте становится Европа, которая диктует свои правила и свои методики всему остальному миру. С этого момента, сохранение азиатских традиций выживания становится уделом любителей, из числа которых, иногда, вырастают крепкие профессионалы, которые делают смыслом своей жизни – сохранение и передачу знаний, доставшихся им от своих учителей! 

Сегодня, на примере ММА - самого коммерческого проекта в мире боевых искусств за всю его историю, мы видим, что в клетку входят те самые профессионалы, для которых это в первую очередь работа, являющаяся источником выживания в современных реалиях, то есть заработка и своего рода «карьерного роста». Тогда как дошедшей до нас «традицией» в подавляющем большинстве своём занимаются любители.

Хорошо это или плохо? Да никак! Эти два мира никак не пересекаются! ММА - это социальный лифт, тогда как традиционная школа - чаще всего комьюнити для вполне реализовавшихся людей, которым никогда и ни при каких обстоятельствах не объяснишь зачем им выходить в клетку. 

-5

Если ты профи – все просто. Это твоя работа, которая приносит тебе деньги и дает все необходимые маркеры социальной адаптации. Если ты любитель, то ситуация ровно обратная. Навыки самообороны, становятся не источником хлеба насущного, а тем психологическим базисом, источником силы и уверенности в себе, который помогает решать самое разные вопросы текущей жизни. 

-6

В Японии цель практики воинского искусства, как способа самосовершенствования длиною в жизнь, впервые формулируется в период Сёгуната Токугавы, когда боевые навыки самураев, в силу продолжительно мирной жизни, оставались невостребованными. Своего же апогея идея будо-каратэ, как источника воспитания, достигает после реставрации Мэйдзи и упразднения самураев как класса. Мотивация эволюционировала и создала для японских будо благодатную почву для выживания, а современному человеку — замечательную причину для занятий традиционными единоборствами - возможность контролировать собственную жизнь. 

И вот здесь есть один тонкий момент, который возлагает огромную ответственность на современных преподавателей традиционных школ боевых искусств. 

Дело в том, что тренируя взрослых людей велик искус выстраивать тренировочный процесс так, чтобы он доставлял этим взрослым людям минимальный дискомфорт и тем самым снижал риск потери платежеспособного клиента. Однажды мой гость из одной европейской страны, побывав у меня на тренировке с печалью сказал – «Я понимаю, что тренироваться надо вот так, но, если я буду так тренировать в моем додзё – от меня все убегут!». Но парадокс состоит в том, что, отказываясь от традиционных по духу тренировок, исключая из процесса поединки, низводя все до ритуальной гимнастики такие клиент ориентированные наставники ускоряют, в том числе собственный крах.

Ровно потому, что все те benefit, которые дают единоборческие школы невозможны без сохранения всех аспектов обучения апофеозом которых является поединок.

Потому что любитель – это не тот, кто тренируется «в своё удовольствие». Любитель это тот, кто не зарабатывает деньги с помощью боевых искусств, но видит в них возможность стать «целым». Потому, что только «целые» люди умеют ставить перед собой амбициозные цели и идти к их достижению» 

 

Богдан Курилко