Среди множества тем для дискуссий, которые разворачиваются вокруг единоборств, есть одна, которая является несомненным фаворитом, настоящей королевой многочисленных Холиваров, которые делят мир боевых искусств на два непримиримых лагеря: сторонников традиционных и спортивных направлений рукомашества и ногодрыжества.
Позволю себе высказать собственную точку зрения, которая заключается в том, что подобное деление является абсолютно не корректным. Нет никаких спортивных и традиционных направлений. Есть и было исключительно профессиональное и любительское отношение к такому явлению, как умение причинять боль ближнему своему. И самое главное – наполнение этих понятий конкретными практиками менялось в зависимости от потребностей данного исторического периода. Проще говоря спрос всегда порождал предложение.
Что отличает профессионала от любителя? Для профессионала то, чем он занимается – это основной вид деятельности и основной источник доходов!
Любитель – добывает средства для пропитания иными способами, находя причины для занятий в других, нематериальных выгодах.
Теперь давайте попробуем понять кто занимался всеми этими кунгфу в момент их становления и рассвета. Большинство исследователей генезиса боевых искусств Азии приводят следующие основные категории практиков в различные этапы формирования китайского боевого искусства: военные, охранники торговых домов и караванов, телохранители, члены охранных обществ и отрядов самообороны.
Позднее члены тайных обществ и кулачных союзов. То есть те самые профессионалы, для которых эти занятия являлись исключительно вопросом выживания. Появившееся, в Китае после периода воюющих царств и возникшее на волне распространения конфуцианства разделение на гражданское и военное, боевые искусства относило к малопочтенным занятиям никоим образом, не способствовавшим ни карьерному росту индивидуума, ни его авторитету среди соплеменников. То есть единственной мотивацией для занятий единоборствами служила польза, которую они давали в плане продления жизни.
Все это продолжалось до тех пор, пока, с одной стороны, не восторжествовали законность и порядок (что всегда плохо сказывается на боевых качествах единоборческих школ), с другой (и в немалой степени благодаря торжеству законности) — мастера ушу начали переезжать в большие города.
Здесь ситуация кардинально поменялась. В городе «гуани» соседствуют, и как следствие, конкурируют. В отличие от охранных агентств и отрядов самообороны, где скорость обучения равна шансам на выживание, в городах быстро подготовленный ученик — это потерянные деньги и новый потенциальный конкурент.
Именно в этот период сроки обучения растягиваются почти до бесконечности. Ученики из товарищей по оружию, с которыми, возможно придется идти в бой, превращаются в источник доходов и основу финансового благополучия школы. Но меняется и отношение общества к боевым искусствам.
Если мы внимательно посмотрим на дальнейшую историю развития кулачного умения в Китае, то без труда отследим тот момент, когда воспитание морально-нравственных черт занимающегося начинает превалировать над боевой эффективностью и становится основным и официальным мейнстримом практики.
Примерно в это же время, начинается повсеместное развитие спорта, сначала как зрелища, а затем как целой, мощной индустрии со своей экономикой. Причем законодателем моды в боевом спорте становится Европа, которая диктует свои правила и свои методики всему остальному миру. С этого момента, сохранение азиатских традиций выживания становится уделом любителей, из числа которых, иногда, вырастают крепкие профессионалы, которые делают смыслом своей жизни – сохранение и передачу знаний, доставшихся им от своих учителей!
Сегодня, на примере ММА - самого коммерческого проекта в мире боевых искусств за всю его историю, мы видим, что в клетку входят те самые профессионалы, для которых это в первую очередь работа, являющаяся источником выживания в современных реалиях, то есть заработка и своего рода «карьерного роста». Тогда как дошедшей до нас «традицией» в подавляющем большинстве своём занимаются любители.
Хорошо это или плохо? Да никак! Эти два мира никак не пересекаются! ММА - это социальный лифт, тогда как традиционная школа - чаще всего комьюнити для вполне реализовавшихся людей, которым никогда и ни при каких обстоятельствах не объяснишь зачем им выходить в клетку.
Если ты профи – все просто. Это твоя работа, которая приносит тебе деньги и дает все необходимые маркеры социальной адаптации. Если ты любитель, то ситуация ровно обратная. Навыки самообороны, становятся не источником хлеба насущного, а тем психологическим базисом, источником силы и уверенности в себе, который помогает решать самое разные вопросы текущей жизни.
В Японии цель практики воинского искусства, как способа самосовершенствования длиною в жизнь, впервые формулируется в период Сёгуната Токугавы, когда боевые навыки самураев, в силу продолжительно мирной жизни, оставались невостребованными. Своего же апогея идея будо-каратэ, как источника воспитания, достигает после реставрации Мэйдзи и упразднения самураев как класса. Мотивация эволюционировала и создала для японских будо благодатную почву для выживания, а современному человеку — замечательную причину для занятий традиционными единоборствами - возможность контролировать собственную жизнь.
И вот здесь есть один тонкий момент, который возлагает огромную ответственность на современных преподавателей традиционных школ боевых искусств.
Дело в том, что тренируя взрослых людей велик искус выстраивать тренировочный процесс так, чтобы он доставлял этим взрослым людям минимальный дискомфорт и тем самым снижал риск потери платежеспособного клиента. Однажды мой гость из одной европейской страны, побывав у меня на тренировке с печалью сказал – «Я понимаю, что тренироваться надо вот так, но, если я буду так тренировать в моем додзё – от меня все убегут!». Но парадокс состоит в том, что, отказываясь от традиционных по духу тренировок, исключая из процесса поединки, низводя все до ритуальной гимнастики такие клиент ориентированные наставники ускоряют, в том числе собственный крах.
Ровно потому, что все те benefit, которые дают единоборческие школы невозможны без сохранения всех аспектов обучения апофеозом которых является поединок.
Потому что любитель – это не тот, кто тренируется «в своё удовольствие». Любитель это тот, кто не зарабатывает деньги с помощью боевых искусств, но видит в них возможность стать «целым». Потому, что только «целые» люди умеют ставить перед собой амбициозные цели и идти к их достижению»
Богдан Курилко