Найти тему
Записки репетитора

Обожженные школой

Этот текст написала моя дочь на основе разговоров со своей новой одноклассницей. На мой взгляд, он очень отражает то, что происходит сейчас в школах: и плохих, и хороших, и обычных, и пафосных. К сожалению.

***

Сидели мы как-то с Лизой вечером вдвоем в комнате. Уроки сделаны, до отбоя ещё пара часов. За окном уже темно, из света в комнате - только ее настольная лампочка. Сидели мы возле неё и разговаривали. Я тогда как раз находилась в процессе поступления, поэтому основной темой обсуждения стала новая школа, наши старые школы и разница между ними. Ну, примерно то же самое, что обсуждается здесь на канале в последнее время.

- Я с началки училась в нашей местной пафосной гимназии. Родители засунули, типа тут образование лучше, всё такое. Ну, и я в принципе не возражала, учиться мне нравилось. Я отличницей всегда была. Правда в классе почти ни с кем не общалась. У нас весь класс разделился на группки по несколько человек, ну и так получилось, что я не вошла ни в одну из них. Меня считали "заучкой". В лицо, конечно, ничего плохого не говорили, но за спиной: "Вот, тебе ДАЖЕ с Лизой хорошо, а не со мной! Я что, такая плохая? " - начала рассказывать Лиза.

Здесь мне ещё повезло - у меня класс более дружный был. Тоже почти не общались, но хоть относились друг к другу не пассивно-агрессивно, а достаточно по-дружески. Сейчас до сих пор с парой человек из класса общаюсь.

- Ну, а с учёбой как? Можно же было забить на них и просто учиться, не ради дноклов ведь в школу ходишь, - спрашиваю.

- Ага, так я так и делала. А выбора не было. Задавали столько, что приходишь из школы и сразу садишься делать. Открываешь журнал, а там: по этому предмету проверочная, по тому, здесь письменно на 5 вопросов ответить, тут конспект составить. Я ещё по каждому предмету видео смотрела с объяснением темы. Для меня тогда это было нормой, я не представляла, что что-то может быть не так. Только здесь, когда в первый день спросила у физика, какие видео лучше посмотреть по этой теме, он сказал: "А зачем? Если что-то непонятно, скажи сейчас, я объясню", - я поняла, что так не должно быть.

(Кстати, влезу я. У меня ученики тоже в таком режиме учатся. Либо сами информацию в интернете ищут и по ней разбираются, либо к репетитору. И не по одному предмету. А, между тем, дети-то умные. И та же Лиза очень даже неглупая. Так, может, все же не в детях дело? Нет, я понимаю, 1-2 раза не понял: проболел, ушами прохлопал. Но когда регулярно и все?)

- А что, так непонятно объясняли?

- Ну да, хоть у нас гимназия и считалась "сильной". Просто требовали много, чтоб места были на олимпиадах. И потом преподносили так, что вот, мы подготовили. А кроме этого ничем не отличались от обычных школ.

- Так а что ты не ушла в обычную школу? Там хоть сидела бы спокойно, делала самый минимум, а сама занималась, чем хочешь.

- Не могла. Я с началки хорошо учусь, вроде как в престижной гимназии. Сначала легко было учиться, всё получалось, я много чего хотела. Я в 5-6 классах даже над пересказами заморачивалась! Я для басен вырезала головы животных и держала их у себя перед лицом, когда рассказывала. Всем так нравилось! А потом начали требовать кучу всего, времени не хватало, я по инерции училась хорошо. Не могла себе позволить по-другому. Ну да, у меня комплекс отличника.

- А почему времени не хватало? У вас же вроде уроки кончались то в час, то в два - раньше, чем здесь?

- Нууу, это только на бумагах они так кончались. По факту - "мыжегимназия!", у нас всегда были какие-то послеурочные мероприятия, на которые обязательно ходить.

- Поэтому ты сейчас у нас ни в чем не участвуешь?

- Да! Я вообще ненавижу выступать на публику. Но я же отличница, меня всегда уговаривали. Один раз мы делали объемную стенгазету к году свиньи. У нас была группа человек из 5. Из них один мальчик купил розовую гуашь. Остальное делала я с папой: он купил ватман, мы эту свинью аж на улице делали - такая большая получилась. И объемная! В школе дают грамоту - 6 Б классу! И моё имя где-то в середине списка, по алфавиту же. Или, например, был какой-то конкурс инопланетных причёсок.

Здесь отвлекусь: у Лизы волосы длинные, она каким-то чудом их заплетает, в общем, умеет с ними работать.

Итак, был конкурс причёсок:

- Меня классная уговаривает поучаствовать. Я тогда дома сделала себе прям сложносочинённую причёску, она еле держалась. Мелками для волос там покрасила, блёстками посыпала. Даже на физру в тот день не пошла! Потом смотрю: один мальчик собрал волосы в хвост. Кто-то надел зелёный парик. Это инопланетные причёски?

- Ну и что, - говорю - радоваться надо, раз противники слабее. Ты ведь победила наверняка.

- Ага, я. 7 Б класс! А на мои возмущения классная ответила: "Ну как это так, ты противопоставляешь себя классу? Ты же часть коллектива, твоя победа - это победа коллектива! Ты представляла наш класс." У нас вообще с этим строго было. У нас ведь школа - это одна семья! Так у них на сайте написано. Меня один раз резко повели к директору. Я очень испугалась тогда, я ж приличная отличница, вроде ничего такого не совершала. Думала, что к директору только самых отпетых хулиганов водят. Оказалось, у меня на жилетке эмблемы школы не было. Мы новую купили, мама от старой её отпорола, а пришить еще не успела. Так мне долго читали лекцию, что я часть большого коллектива школы и должна гордиться тем, что я тут учусь, что много детей только мечтают оказаться на моём месте. Хотя не мечтают на самом деле, не было очереди в эту гимназию никогда, туда по прописке брали! Это обычная школа с претензией на гениальность. В общем, обвинили меня во всех смертных грехах и отпустили. Я тогда рыдала целый день. Класса с 8 мне не терпелось уже уйти, но понятия не имела куда. А тут наш директор (новой школы) приехал в мой город, как мессия, рассказывать о своей супер-пупер школе. Я тогда маму туда потащила, потому что уже ни физически, ни психологически не могла учиться в гимназии. Как послушала его, сразу решила: поступаю.

- А гимназия твоя как отреагировала?

- Да никак. Молча отдали документы. Им всё равно было.

И вот теперь я порассуждаю. Думаю, главный факт о Лизе, который стоит знать - она очень домашний ребёнок. Она готова пропустить любое мероприятие, каким бы оно ни было интересным, если едет домой. В интернате находится только на время учёбы. До этого для неё жизнь в интернате вообще была немыслимой. До чего надо было ее довести, чтобы она была согласна жить где угодно, лишь бы не учиться в своей гимназии? И ведь она действительно старательная, схватывает всё на лету, одна из лучших учениц класса. Даже права не качает, ей легче пересидеть в уголочке и не идти на конфликт. Только вот во внеклассной деятельности до сих пор не участвует. Ещё не отошла от старой школы. И сил в учёбу вкладывает меньше. Не потому, что она обленилась, а потому что её (не побоюсь этого слова) сломали в той гимназии, отбили всё желание что-либо делать. Примерно такую же историю вам расскажет любой ученик этой школы. Мы иногда шутим, что здесь специально собирают весь неугодный администрации, но умный сброд. Такое пристанище для мерзких личностей, вроде меня.

Но почему тогда, после этого всего, учителя жалуются, что дети не хотят учиться? Разве не они сами отбивают желание это делать?

***

Добавлю от себя. На самом деле, это история чуть не каждого ребенка, который пришел в эту новую школу класс в 7-8. «Старички», то есть те, кто там учится с начальных классов или хотя бы с пятого, всего этого не представляют. Это, знаете, как дети совершенно разной формы: кто-то ромб, кто-то кружок, кто-то зигзаг. Они такими и приходят в обычную школу. А там из них стригут ровные квадратики. Как говорит моя дочь:

- Я иногда этих «стареньких» не понимаю, даже мне они кажутся слишком качающими права. А они не понимают меня. Но я все-таки девять лет проучилась в обычной школе. Я - как круг, часть которого уже слегка подрезали под квадрат.

А ведь те же бывшие одноклассники моей дочери вполне могли бы быть не квадратами, а разными фигурами. И были к этому предпосылки. Если бы они не попали в жернова стандартной МОУ СШ. (

Впрочем, об этом я напишу завтра:

Как школа губит детей

И вы пишите свое мнение, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Все статьи о новой школе Бездны я помещаю в рубрикатор. Под названием «Новая школа, где учится моя дочь – наверное, такой она и должна быть везде». Думаю, эта статья тоже будет вполне уместна там.

Вот о чем я писала 24 и 25 июня в прошлом году:

Что вырастает из учеников, не имеющих чувства времени, или почему я ругаю часть современной молодежи

Tongo – интересная программа для чтения книг в оригинале и немножко для занятий

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.