Эта статья является первой частью интервью с Макото Адати (3 дан кэндо*), который долгое время практиковал кэндо в г.Кобэ, Япония. В этой статье г-н Адати рассказывает о своём первоначальном опыте в кэндо в Японии.
*в настоящее время 7 дан
Примечание автора: это интервью было взято в декабре 2010 года, в городе Миссисауга, Канада. Я имел удовольствие встретиться с г-ом Адати, когда он преподавал в Университете Брока в городе Сент-Катаринс провинции Онтарио (Канада), более чем десяти лет назад. Я также имел удовольствие провести с ним кэйко (трениовку), и это произвело на меня неизгладимое впечатление, которое осталось во мне от этих интенсивных занятий, потому как его кэндо являлось очень мощным. Я практиковался немного в кэндо, когда работал в Японии, в двух разных додзё и по-прежнему продолжаю заниматься кэндо сейчас. Таким образом, я испытал несколько разных стилей кэндо, которые он прокомментировал. Но кэндо г-на Адати более энергичное по моим ощущениям. Я был впечатлен и одновременно с этим немного напуган. В то время как г-н Адати не являлся тогда практиком или учителем высокого уровня, я думаю, что его уникальный стиль кэндо основан на его раннем опыте обучения с дедом, в его годы становления во времена тренировок в клубе кэндо университета Кокусинкан, считавшимся одним из лучших клубов кэндо в Японии, и когда он тренировался в различных полицейских додзё по кэндо, что было бы очень интересно узнать нашему читателю.
Часть 1: Первые дни в кэндо
- Как Вы попали в кэндо?
- Я часто дрался со своими братьями, поэтому мы были наказаны тем, что должны были заниматься кэндо. Таким образом, это было первое наказание от моего деда.
- Почему Ваш дед? Он жил с Вами?
- Да. В одном доме.
- А где же было додзё?
- В Камакура.
- Камакура?
- Да, сначала мы жили в районе Хаяма, в Камакура, представлявший собой небольшой спальный район. Это тихая, сельская местность префектуры Канагава, где у императора есть своя вилла, летняя резиденция. Она называется «Хаяма го-ётэй»!
- Чьё это было додзё?
- Оно было моего деда.
- У него было название?
- Нет, это был частный дом, и не имелось ни какого названия.
- А где было додзё?
- Оно было пристроено к дому.
- Это было небольшое додзё?
- Да, очень маленькое.
- Что Вы помните об додзё?
- Там было холодно зимой, жарко летом. Много рвоты.
- Много рвоты?
- Да. Когда у вас тяжелые кэйко, вас время от времени тошнит.
- Итак, Вы попали в кэндо в качестве наказания?
- Да. Он привёл меня и моих братьев в додзё. Он атаковал нас синаем. Таким образом, чтобы защитить себя, я взял синай. Когда я стал старше, я узнал как его использовать. Сначала же, это было похоже на уличную драку, как в схватке на мечах на улице. Знаете, как в фильмах про самураев, все на улице пытаются убить друг друга?
- Что Вы имеете ввиду?
- Ни правил, ни богу. Просто синай и стремление убить друг друга. Похоже на избиение друг друга. Иногда это был бокуто, а не синай. Таким образом, вы могли получить перелом костей. Но если вам сломали кости, вы получали наказание. Так вы учитесь. Так вы познаёте контроль, чтобы не сломать кости. Вы учитесь сильному удару и узнаете, как управлять синаем, стараясь не тратить свою силу попусту.
- Расскажите мне о своём деде?
- Он просто наблюдал за нами, как мы учились драться. И если он видел, что мы делаем неправильные движения, он останавливал нас и поправлял нас. Поэтому, когда я дрался со своими братьями, он подходил ко мне и говорил: «Ты тратишь свою силу». Так я научился основным движениям. Правила пришли позже. Это были основы полицейского кэндо.
- Почему вы говорите о полицейском кэндо?
- Потому что это то, что испытывал каждый офицер полиции.
- Ваш дедушка был полицейским?
- Да, он был он чиновником в Министерстве полиции.
- Министерстве?
- Да, он был чиновником в Министерстве полиции Токио. Он был высокопоставленным должностным лицом*.
- Если он был представителем полиции, то должно быть он был чиновником высокого уровня в Национальном полицейском агентстве Японии, которое является центральным координирующим органом во всей полицейском системе в Японии. Оно отвечает за определение стандартов и политики. Для получении более подробной информации читайте в Law enforcement in Japan (http://en.wikipedia.org/wiki/Law_enforcement_in_Japan)
- Он практиковал кэндо?
- Да.
-Полицейское кэндо?
- Да. Мой дед иногда приводил меня и моих братьев в различные додзё кэндо для сотрудников полиции, начиная от местного уровня и до национального уровня. Я думаю, что он делал это, чтобы мы испытали стили различных противников, разные виды стратегий, разные способы передвижения и различные характеры.
- Можете ли Вы пояснить подробнее?
- Хорошо. Например, некоторые люди маленькие и очень быстрые. Некоторые люди большие и медленные, но очень точные. Некоторые люди, как из учебника. Я имею ввиду, что они очень точны. Другие люди, сражаются не как по учебнику, а как в уличной драки.
- Вы имеете в виду не стандартно?
- Да, нестандартно. Так как есть много различных типов спортсменов кэндо, это зависит откуда вы, кто был вашими учителями, как вы обучались и т.д.
- Значит кэндо не является одинаковым?
- Хотя кэндо в настоящее время в Японии стандартизировано и стало более организованным, есть ещё небольшие отличия, в зависимости от вашего опыта в юные годы.
- Что вы имеете ввиду?
- В Японии вы изучили бы различные стили кэндо в додзё, школах и т.д. Например, в средней школе, старшей школе и университете есть свои клубы кэндо. Поэтому практикуя с ними, вы изучаете их стиль кэндо.
- Значит, вы изучили много стилей кэндо?
- Да. Но в принципе, будете ли вы изменяться или нет от этих знаний, зависит от вашего характера. Если вы чувствуете что этот стиль кэндо вам нравиться, если он вам подходит, вы будете практиковать и дальше таким образом. Но если вы чувствуете, что данный стиль кэндо не подходит к вам, и вы хотите заниматься кэндо, как это было в юности, некоторые учителя не позволят вам действовать в старом стиле. Однако некоторые могут. В действительности это зависит от учителей.
- Хорошо. Есть ли додзё из твоей юности, которые ты хорошо запомнил?
-Кокусикан. Моё университетское додзё. Кокусинкан означает «дом для людей страны».
*Мужской клуб кэндо Кокусикан выигрывал Всеяпонский чемпионат кэндо среди Университетов 11 раз, 5-6 раз становился вторым. Это лучшее общество кэндо в Японии. К тому же, Клуб кэндо Университета Кокусинкан также имеет репутацию самого сильного и жестокого клуба в стране, та тренировках которого случались тяжелые травмы и смертельные случаи.
- Почему вы запомнили это место?
- Потому что там были самые грубые кэйко, чем где либо.
- Почему?
- Говорят, что люди из этого университета становились офицерами полиции, учителями или якудза. Хотя это слухам …, но впрочем … (он поднял свои брови)
P.S: Надеюсь, что рассказ г-на Адати о разных стилях кэндо был очень интересен. В детстве, в Японии, он испытал много стилей кэндо. По его словам, в средней школе, вы можете столкнуться с одним стилем кэндо этого клуба. В старшей школе вы испытаете другой стиль кэндо, а университете еще один фирменный стиль кэндо. Учащиеся средней или старшей школы, а также университета, могут также принадлежать к местному частному клубу кэндо, не принадлежащий к этим учебным заведениям, и в котором практикуют свой собственный стиль кэндо. Я знаю это из личного опыта, потому что в клубах кэндо, в которых я учился в Японии, на вечерних занятиях были ученики разного возраста. Поэтому, вопреки распространённому мнению или тому, что некоторые люди хотят вас заставить верить, в искусстве кэндо есть свои оттенки. Оно не одноцветное.
Миямото Мусаси говорил тоже самое:
"... Разные ветви школ дают разные интерпретации доктрины. Сколько людей столько мнений, поэтому неизбежны различные мнения по одно и тому же вопросу. Таким образом, понимание не только одного человека справедливо для любой школы". (Книга Ветра)
Поэтому идея, что существует только один способ делать какие-либо вещи, является опасной. То есть, тогда наше мышление становится жестким и негибким. Мы встречались с таким мышлением и ранее: у нас правильный путь, у них не правильный путь; у нас законный способ, они являются нелегитимными; у нас есть свитки, у них чужие свитки. И так далее…
Или же, в других случаях, такие заявления делаются в политических целях, либо из-за желания получить что-то, или из-за страха потерять что-то.
Как мы видим, даже в кэндо (о котором существует мнение, что в нем всё стандартизировано), имеются различные способы выполнения кэндо.
Дуглас Тонг, глава Токумэйкан Додзё