Осмысление роли и места музыки в китайской религиозно-философской традиции связано с именем Конфуция. В основе конфуцианского учения об обществе лежит представление о социуме, выстроенном по образу Неба - воплощению вселенской мироустрояющей силы. Следование Небу было базовой нормой, в основе которой лежало обращение к установленным правителям древности ритуалам. Считалось, что ритуал поддерживает связь между миром людей и предвечным космическим порядком. Но причем тут музыка? Согласно конфуцианской философии, музыка является деятельным воплощением ритуала, тождественна ему.
Считалось, что звуками пронизана вся Вселенная. Музыка способствует гармонии инь и ян — тьмы и света, Земли и Неба. Вслушиваясь в музыку сфер, следуя ей, человек поддерживает общество в состоянии порядка. К VII в. до н.э. в Поднебесной сложился 5-ступенчатый звукоряд, каждая ступень которого была связана с пятью первоэлементами и иными явлениями феноменального мира: 1-я ступень – центр, земля, желтый, 2-я ступень – запад, металл, белый, 3-я ступень – восток, дерево, зеленый, 4-я ступень – юг, огонь, красный, 5-я ступень – север, вода, черный.
Но далеко не вся музыка способна возносить человека к высшим сферам. Во времена правления династии Чжоу (ХI–III века до н.э.) возникает деление на изысканную, ритуальную музыку (я юэ), и грубую, народную музыку (су юэ). И если первая выполняет религиозную функцию - обеспечивает связь с Небом, то вторая - удовлетворяет простым потребностям человека.
А подробнее о таком необычном музыкальном инструменте как пипа мы вам расскажем в одной из наших следующих историй, когда откроется шестая часть выставочного проекта "12 предметов в фокусе". Пипа станет главным героем нового этапа.