Найти в Дзене

И.С. Тургенев "Щи"

У Тургенева есть цикл "Стихотворения в прозе", и об одном из произведений цикла я хочу поговорить сегодня.

Первый вопрос - почему такое странное жанровое определение: стихотворения в прозе? Назвал бы очерками или заметками - и все было бы логично. Дело в том, что подобные гибридные жанры (как роман в стихах у Пушкина или поэма у Гоголя) позволяют писателю решать новую, неожиданную задачу. Определение жанра - это же не просто формальность, это творческая задача. И вот что такое проза? Обычно - сюжетное произведение. А что такое стихотворение? Это лирика, и направлено лирическое произведение в первую очередь на выражение чувств. Оно больше не для головы, а чтобы почувствовать вместе. Воспринять эмоционально и принять решение сердцем.

И вот одно из стихотворений в прозе - "Щи". Простой сюжет, я полностью его здесь приведу:

У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник.

Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.

Она застала ее дома.

Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли… но она держалась истово и прямо, как в церкви.

«Господи! — подумала барыня, — Она может есть в такую минуту… Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»

И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!

А баба продолжала хлебать щи.

Барыня не вытерпела наконец.

— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!

— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посолённые.

Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

Что мы чувствуем после прочтения? Многие усмехаются вслед за иронией автора - да как барыня могла сравнить свое горе с горем этой крестьянки! Но ведь и мы невольно делаем то же самое - сравниваем переживания двух женщин, потерявших своих детей: одна новорожденную дочь, другая - взрослого сына.

Конечно, мы сочувствуем крестьянке. Посмотрите, ведь такая деталь, как висящая плетью рука, скорее всего говорит об инсульте. Он хлебает щи, которые совершенно точно сварила для своего сына, но теперь... Если сыну 20, то она уже немолода, по крайней мере, по меркам середины XIX века.

А что барыня? Она несколько лет назад потеряла девятимесячную дочь. Нет ли здесь указания на возраст барыни? Мне кажется, она очень молоденькая. Но это только предположение. А вот дальше то, что вызывает еще больше раздражения - обратили внимание? "... она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!" Пфф! Тоже мне горе. Но это пфф - это ровно до тех пор, пока мы не знаем другой детали. Лето в Петербурге в ту пору было невыносимым, абсолютно все обеспеченные люди нанимали дачу и отправлялись за город. То есть она не просто отказалась от развлечений. Она в городе осталась одна, все ее знакомые уехали.

Мне кажется, это произведение как раз не о двух женщинах. А про читателя. Они обе пережили огромное горе. Одна раньше, другая позже. А что скажет читатель? Способен ли он посочувствовать обеим или решит сравнить два способа проживания горя, найти правильный и неправильный и осудить одну из героинь в неправильности проживания горя?

А что вы думаете? Что узнали про себя, когда читали это стихотворение в прозе?