Видите эту девочку, дорогой читатель? Еë звали Конни Гилкрист. Супервостребованная натурщица, она запечатлена на несчëтном числе картин модных живописцев той эпохи. Эпохи, когда Запад увлёкся эстетикой Востока. Снова. В который раз в истории. И это безумно символично.
Подлинными первопроходцами на тропе стилистического копирования азиатско-африканских культурных мотивов с их последующим переносом в Европу были древние римляне. И, честно говоря, с тех пор ничего глобально не изменилось. Да, наполеоновский поход на Египет стал повивальной бабкой ампира. Но за много веков до этого Восток победил Аристотеля в одной отдельно взятой голове Александра Филипповича Македонского. Переварил и растворил наследие Ромула в своих бесконечных просторах. Не оставил шансов ни львиным сердцам, ни орлиным когтями, ни прочим чужеродным ему элементам культуры детей заката. И всякий раз в отместку проникал в образ жизни и мысли непрошеных гостей, оставляя в них неизгладимый след. Меняя их плавно и — на коротком отрезке времени — едва заметно, зато неуклонно и неизбежно.
Так что можно сказать, что художник Фредерик Лейтон «легко отделался». Из своих путешествий он привёз исключительно восточный антураж, оставив нетронутой манеру письма. Которая и обеспечивала ему колоссальный коммерческий успех. Ибо англичанам и даром не сдались все эти жаркие страны с их богатой и сложной внутренней «кухней». Им вполне хватало старого-доброго академизма в новых экзотических декорациях.
Рыжеволосые англичанки даже и не пытаются походить на уроженок Сирии или Алжира. И вправду: зачем? Их сверхзадача в данной жанровой сцене — отыгрывать трогательные отношения типа «мать-дочь». Не более. А вся эта швейно-архитектурная бутафория по периметру, что написана так искусно, старательно и аутентично, должна визуально освежать. Но не более того. Культурная апроприация as it is.
И знаете что, дорогой читатель? У барона Фредерика Лейтона всë получилось! Его Конни Гилкрист мила, складки шёлка живописны, свет играет на вышивке и благородно утяжеляет вертикаль колонн. Совсем скоро времена изменятся. Совсем скоро люди потребуют внутренних смыслов, рефлексии действительности, психологического раскрытия и художественной правды. И ориентализм растает как утренний туман над Темзой. Но всë это будет после. А в данный миг мы с Вами лицезреем, как льюисовская Алиса (также «списанная» иллюстраторами тех лет с очаровашки Конни) проверяет на себе глубину кроличьей норы академизма. Не знаем как Вас, а нас буквально завораживает эта бездна моральной психоделики.
Автор: Лёля Городная