Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Oперация «Багратион»: как получилось, что немцы пpозeвали начало наступления Красной Армии в Белоруссии

23 июня 1944 года советские войска начали стратегическую наступательную oперацию, получившую название в честь героя войны 1812 года, П. И. Багратиона. В ходе неё РККА нанесло войскам вермахта крупнейшее поражение за всю историю существования этой страны. Группа армий «Центр» была разгромлена наголову и понесла тяжелейшие потери. Советские войска освободили Белоруссию, значительную часть Литвы и даже восток Польши.

Но успех Красной Армии был бы невозможен без тщательной подготовки к столь масштабному наступлению. И без строгого режима секретности при этой самой подготовке.

Враг не должен был знать о том, в каком направлении РККА планирует нанести удар. Наступление в Белоруссии должно было стать для немцев «приятным» сюрпризом, подготовиться к которому они не успели бы.

Но почему советское командование решило в летнюю кампанию 1944 года изменить направление главного удара? Не проще ли было разобраться с силами вермахта на территории Укpаины, которая к этому времени почти полностью была освобождена?

Нет, не проще. К весне 1944 года немцы перебросили туда резервы с запада, которым пусть и с трудом, но удалось сдержать дальнейшее продвижение Красной Армии. Из-за этого её продвижение замедлилось, бои приняли затяжной характер, а ставке ВГК нужен был молниеносный удар, который разгромил бы крупную группировку вражеских войск.

Подготовка опеpации «Багратион». Источник фото - Mil.ru.
Подготовка опеpации «Багратион». Источник фото - Mil.ru.

Поэтому-то и было принято решение о ликвидации так называемого «Белорусского балкона», глубоко вклинивающегося на территорию СССР и угрожавшего спокойствию освобождённых районов Укpаины.

Надо сказать, что зимой 1943-1944 года РККА уже пыталась «снести» этот самый «балкон», но особых успехов не добилась. И немцы не ожидали, что в ближайшее время советские войска попытаются взять реванш на этом направлении. А потому немецкое командование предпочло разместить свои лучшие танковые и авиационные части значительно южнее.

Это заблуждение врага было на руку советскому командованию. Чтобы ещё больше убедить немцев в том, что они не ошиблись в своих предположениях, в Красной Армии была развёрнута бурная имитация деятельности по подготовке наступления перед передним участком группы армий «Южная Укpаина». Там была создана «ложная» группировка советских войск, в которую входили 10 стрелковых дивизий, усиленных артиллерией и танками. Причём, далеко не все танки и пушки настоящими: вместо них широко использовали макеты.

Фактическая же дислокация советских войск в Белоруссии тщательно скрывалась. Фронты, готовящиеся к наступлению, перешли в режим строжайшего радиомолчания. Все телефонные переговоры, даже закодированные, были под запретом, все распоряжения командиры частей получали лично от командующих армиями. Генералы, проводя рекогносцировку местности, переодевались в форму младших офицеров, а танкисты маскировались под пехотинцев.

Днем советским бойцам приходилось прятаться в лесу, а на рассвете над местами дислокации войск РККА пролетали советские самолеты-разведчики, которые, увидев технику, сбрасывали сообщение с приказом командирам о срочной маскировке.

На передовых позициям развернули земляные работы, населённые пункты готовили к круговой обороне, а бойцам раздавали листовки, в которых рассказывалось об оборонительной тактике. Словом, делалось всё, чтобы враг думал, будто советские войска готовятся не наступать, а обороняться.

Между тем в РККА готовились к реальному наступлению. Перегруппировка и сосредоточение войск шло полным ходом, но проводилось в основном по ночам.

-3

Немецкие самолеты-разведчики наблюдали непрерывный поток военного транспорта, движущегося по дорогам в направлении Западной Укpаины. На самом деле все эти машины позже развернули в другом направлении, а настоящие передвижения войск в сторону Белоруссии осуществлялись исключительно ночью, с выключенными фарами и рациями.

В тылу бойцов учили принципам взаимодействия пехоты с танками и артиллерией, форсированию водных преград, действиям, необходимым во время штурма. Причём отработка всех этих тактических приёмах происходила в условиях, максимально приближенных к боевым.

Командующий 3-м Белорусским фронтом, генерал-полковник И. Д. Черняховский, распорядился разместить огромное количество деревянных макетов танков и пушек в районе будущей дислокации его ударных сил.

-4

При этом «подделки» не слишком-то и старались замаскировать под настоящие боевые машины и орудия. Немцы, узнав об этом, проявили своеобразный юмор: забросали деревянные танки и пушки деревянными же бомбами и снарядами. Они приняли действия советского полководца за шутку и явно не ожидали, что позже Черняховский и вправду подтянет на эти участки войска и нанесёт удар с той стороны, откуда враг его не ждёт.

Тем временем командующий группой армий «Центр», генерал-фельдмаршал Эрнест Буш не только игнорировал все сообщения разведки о возможной подготовки наступления РККА в Белоруссии, но и отрицал их. Летом 1944 года он собирался насладиться «заслуженным» отдыхом и за три дня до начала oперации отправился в отпуск. 23 июня его планы спутали советские войска, обрушившие первые удары на группу армий «Центр». Бушу пришлось вернуться. Но и у него не было ни одного шанса на победу.

В ходе опеpации «Багратион» группа армий «Центр» была разгромлена. Впрочем, досталось не только ей, но и группам армий «Север» и «Северная Укpаина». По данным Совинформбюро потери вермахта были оценены в 381 000 человек. И это - безвозвратные потери, не считая плeнных и прoпaвших без вeсти. А между тем только в параде военнопленных в Москве принимало участие 57 600 вражеских солдат и офицеров, попавших в плен под Минском.

Освобождение Минска в 1944 году. Картина художника В. Волкова.
Освобождение Минска в 1944 году. Картина художника В. Волкова.

Целых 17 немецких дивизий и 3 бригады прекратили существовать, ещё 50 дивизий потеряли около половины своего личного состава.

Но этот успех Красной Армии вряд ли был бы столь внушителен, если бы не меры секретности и те военные хитрости советских командиров, о которых говорилось выше.

-6