Роберт Фальк и Лиза Потехина учились на одном курсе в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Не надо говорить, что к моменту выпуска Роберт "пропал" от неземной красоты талантливой сокурсницы. Но было много "но". Во-первых, Елизавета Сергеевна Потехина (1882−1963) происходила из дворянской семьи. Во-вторых, ее родители были против того, чтобы она даже дружила или встречалась с юношей из "бедной еврейской семьи", не то, чтобы позволяла себе нечто большее. Хотя, к слову сказать, семья Роберта была далеко не бедной, отец его Рафаил Александрович Фальк практиковал юристом и был широко известным в узких кругах шахматистом, а мама Мария Борисовна Фальк (1866—1940) происходила из известной семьи Банк. Но надо признаться, что и семья Роберта не одобряла его выбор, считалось, что два вольных художника "без професссии" в одной еврейской семье это нонсенс. Должен же хоть кто-то в семье иметь "хлебную профессию" и вести семью. Кроме того, Лиза была чуть старше Роберта, и в то время, когда юноша учился искусству еще в школе-студии К.Ю. Юона и О.И. Дудина в 1904-1905 гг, а затем в частной студии И.И. Машкова, Лиза уже выставляла свои работы на серьезных выставках в числе известных художников.
Так в 1904 году в Саратове на выставке творческого объединения «Алая роза» экспонировалась картина Елизаветы Сергеевны Потехиной «Ночной пейзаж» (в числе некоторых других ее работ), причем наряду с работами Врубеля, Борисова-Мусатова, Сарьяна, Кузнецова, Уткина…, представленных на этой выставке.
Но Роберта все эти препятствия не остановили на пути к его избраннице, чтобы покорить девушку и ее родных, он взял и перекрестился в православие с именем Роман, поскольку необходимым, но недостаточным, условием родителей невесты было венчание молодых в храме. Сердце девушки дрогнуло, и ее крепость была взята. Но родители и с той, и с другой стороны все равно оставались против и не одобряли их брака.
Несмотря на все запреты, молодые поженились. Венчание Фалька и Потехиной состоялось в Костроме, в 1909 г. Лето молодые провели в имении Прокунино Костромской губернии, принадлежавшее Сергею Матвеевичу Зегеру, дяде невесты по материнской линии. Не получив ни моральной, ни материальной поддержки после венчания, молодые супруги были вынуждены долгое время давать частные уроки рисования ради заработка. А еще они продавали картины Фалька, чтобы выручить какие-то деньги на жизнь. Вероятно и картины Лизы Потехиной тоже продавались, они потерялись, а потом нашлись только в наше время. Так на деньги, вырученные за картину «Красная дорожка» Роберта-Романа Фалька, проданную на первой выставке «мирискусников», Фальк в одиночку отправился в Италию и исходил там многие города пешком за неимением средств на проезд и для содержания жены.
В 1910 году Роберта исключили из Училища «за организацию буянства против директора училища Л.О. Пастернака». И Фальки отправились путешествовать вместе, благо Лиза уже получила диплом. Супруги путешествовали вместе, побывав в Башкирии (1910), Финляндии (1911), а с 1914 года и до самой Октябрьской революции регулярно приезжали в Крым.
Но, к сожалению, семейная лодка Фальков в конце концов мало того, что "разбилась о быт" и безденежье, но и окончательно дала трещину и распалась из-за частых романов Роберта Рафаиловича, которому всегда требовалась новая Муза для вдохновения. В 1915 году, встретив в Крыму интересную, темпераментную и красивую женщину Любовь Попеску, художник уж было решился уйти от Потехиной, но не тут-то было. Внезапно выяснилось, что курортный роман - курортным романом, но у Любочки Попеску имелся "на минуточку" муж-военный с приличными средствами к существованию и статусом, и менять его на вольного художника с беременной супругой на руках в ее намерения совершенно не вписывалось. Фальк остался "с носом". И остался у него на память от нее портрет ее..., вернее не портрет, а картина, которую Роберт написал в Крыму в 1916 г - "Обнаженная".
Потом у него этих "обнаженных" будет несколько. Но именно эта картина значительно позже, в 1962 году, сыграеет с репутацией Фалька злую шутку на выставке талантливых художников в Манеже. Генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев тогда разразился неприличной и громкой тирадой в адрес картины "Обнаженная". А недослышавшие звон, превратили "Обнаженную" Фалька в "Обнаженную Вальку". Хранится картина в Третьяковской галерее.
Делать нечего, потерпев фиаско с Любовью Попеску, Фальк вернулся в лоно семьи. В 1916 году в семье Потехиной и Фалька родился сын Валерий Робертович Фальк, будущий художник. Рождение сына на какое-то время примирило художника с женой. Роберт нежно полюбил сына Валерика, который к тому же часто болел, и стал прекрасным отцом. Однако семейный союз с Потехиной все же распался.
После революции 1917 года Роман Фальк вернул себе прежнее имя Роберт.
Разрыв с Елизаветой Потехиной дался Роберту Рафаиловичу Фальку очень непросто. Зимой 1919 года Фальк даже проходил лечение в психоневрологическом санатории. Однако брак Фалька с Потехиной все же распался в 1920 году, супруги развелись. Елизавета Сергеевна перебралась к матери, которая овдовела. Все имущество Потехиных было реквизировано большевиками. После развода Фальк материально помогал бывшей жене и сыну. Забегая вперед, следует сказать, что, к несчастью, сын Валерий Робертович Фальк в Великую Отечественную войну был ранен в бою под Сталинградом и умер в полевом госпитале 1 марта 1943 года.
В воспоминаниях одна из последующих жен Фалька - Ангелина Щекин-Кротова писала: «она (Е. С. Потехина) осталась одинокой на всю жизнь, но не переставала любить своего неверного, покинувшего ее мужа. Всю жизнь ждала, что он вернется…». Надо сказать, что Фальк давал ей такую надежду и в дальнейшем поддерживал хорошие отношения с Потехиной, в августе 1952 года в письме своей четвертой жене А.В. Щекин-Кротовой из Молдавии он упоминает, что живет и работает на даче у Е.С. Потехиной.
За десять лет семейной жизни Фальк создал более 15 портретов Елизаветы, а на протяжении жизни писал многочисленные портреты их сына Валерия. А Елизавета Сергеевна написала всего 2-3 портрета Роберта, да и те нашлись только в наше время, в 2017 году в Молдавии, на бывшей даче Потехиной и ее брата, вернее даже не на даче, а в бывшем «Бессарабском обществе любителей искусства» был найден альбом с портретами Роберта, в числе других ее работ.
Но жить и творить без Музы Роберт Фальк не мог. И вот, после развода, летом 1920-го в Бахчисарае на этюдах повстречались певица Кира Константиновна Алексеева, дочь известного театрального педагога и режиссера Константина Сергеевича Станиславского, и уже известный художник Роберт Фальк.
Роберт Рафаилович с восторгом отметил, что Кира была не только прекрасной певицей, но и обладала «бешеным талантом к живописи». В конце 1920 года Роберт и Кира стали жить вместе, а год спустя у них родилась дочь Кирилла. И прожили они так приблизительно до начала 1922 г, а не разводясь до 1925. Все лучшие портреты Киры Фальк написал в 1925 г. После рождения дочери Кира Константиновна совсем забросила живопись, но несколько ее картин сохранились в музеях Твери и Пскова. Кира Константиновна училась, а позже работала в Оперно-драматической студии Станиславского.
К сожалению, в дальнейшем отношения Роберта с Кирой не сложились, поскольку Фальк вновь нашел себе новую Музу, на этот раз увлекшись своей ученицей, Раисой Вениаминовной Идельсон.
Тогда Алексеева-Фальк вместе с отцом, дочерью и матерью уехала за границу, в Европу, на гастроли МХАТа. Затем театр и Станиславский отправились дальше, в США, а Кира Константиновна с дочерью и мамой остались в Европе. Там у дочери Кириллы впервые проявились способности к языкам. Забегая вперед, следует сказать, что впоследствии Кирилла стала известным переводчиком поэзии.
Когда умер Константин Станиславский, Кира Константиновна Алексеева-Фальк стала директором-хранителем Музея своего великого отца, где проработала всю жизнь.
Фальк с Раисой Вениаминовной Идельсон впервые встретились в Витебске в 1922 году. Фалька тогда пригласили преподавать в Школе Шагала, где он вел пленэры. А Раиса училась в гимназии в Витебске и посещала Школу рисования и живописи Юдэля Пэна, которую заканчивал Марк Шагал. Раиса была дочерью известного витебского врача-терапевта Вениамина Идельсона. Девушка с детства писала стихи для себя, «в стол» и увлекалась живописью.
В 1922 году Раиса поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), и судьба привела ее на курс Роберта Фалька, который в то время был деканом живописного факультета. Первая встреча с 35-ти летним художником потрясла Раису. «Она, вообще, была человек чрезвычайно беспокойного сердца… вся ее энергия уходила на беспокойство о любимых людях. Так что она почти ничего не сделала из своей необыкновенной одаренности, потому что посвятила всю себя не столько служению своим близким… сколько бесконечному трепетному беспокойству о них… " (Ангелина Щёкин-Кротова). Девушка, как водится, влюбилась в мэтра. Вскоре Раиса Идельсон и Роберт Фальк поженились, Раиса стала третьей женой художника. Именно Раиса Идельсон понимала творчество Фалька лучше и полнее всех.
Старшая сестра Раисы - Александра была замужем за Александром Грановским, руководителем Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), где устроился работать театральным художником Фальк. И в 1927 году Фальк и Раиса Вениаминовна едут с театром в Париж. Гастроли прошли с шумным успехом. Но Грановскому предъявляют иски в превышении гастрольного бюджа и в самовольном договоре на гастроли в Америке. Грановский с супругой Александрой решают остаться во Франции. А Фалькам ничего не остается, как задержаться в Париже. Здесь Роберт опять встретил свою прежнюю даму сердца Любовь Попеску, роман разгорелся с новой силой. Тогда Раиса Идельсон в отчаянии решает покинуть супруга. И в 1929 году Раиса возвращается в СССР, по официальной версии - ухаживать за больным отцом.
Вернувшись из Парижа, Раиса Идельсон поселилась в мастерской Фалька во ВХУТЕИНе, на Мясницкой, 21. Она переписывалась с Фальком и сохраняла прекрасные заочные отношения с ним много лет. В 1931 году Раиса Вениаминовна развелась с Фальком и вышла замуж за художника-станковиста Александра Лабаса, профессора ВХУТЕИНа. У пары родился сын, Юлий Лабас. В 1933 году из Парижа вернулась Александра Азарх-Грановская, узнав о беременности сестры. Но вскоре Идельсон и Лабас развелись, а сестры Раиса и Александра остались вместе на всю жизнь.
В Париже Фальк снимал чердак отеля «Сенат», где задолго до него, в студенческие годы, жил Поль Сезанн. Сюда к Фальку приезжал учиться и работать сын Валерий. Благодаря знакомствам в кругах эмигрировавших из России предпринимателей, у Фалька появились заказы и неплохой достаток.
Исследователи биографии Фалька утверждают, что в этот период у него был роман с дочерью Марины Цветаевой - Ариадной Эфрон. В этот период Фальк пишет еще одну "обнаженную", но более стройную, вот ее и принимают за Ариадну.
Однако с 1933 года Париж наводнили немецкие эмигранты, а позже фашисты. В 1937 году Роберт Фальк вместе с сыном, прожив в Париже 10 лет, вернулись в СССР в самый разгар сталинских репрессий. Благодаря заступничеству бывшего тестя Константина Станиславского, а также дружбе со своим учеником - известным летчиком Андреем Юмашевым, Фальк избежал ареста. В 1938 году Фальк и Юмашев уехали в Среднюю Азию, где жили и работали около года. А по возвращении Фальк поселился в мастерской в Доме Перцова на Пречистенской набережной и часто навещал сестер Идельсон, в квартире которых царил «культ Фалька».
С четвертой будущей женой Ангелиной Васильевной Щёкин-Кротовой (1910−1992) Фальк познакомился на своей персональной выставке, которая проходила весной 1939 года в Доме писателей. Роберту Фальку было 53 года, Ангелине - 29 лет.
Ангелина Васильевна родилась в семье потомственных дворян, а получив хорошее образование, работала гидом-переводчиком в системе «Интуриста», а также проводила семинары по истории русского искусства для коллег-переводчиков, работающих с туристическими группами в Третьяковской галерее.
Вскоре Роберт и Ангелина поженились и поселились в мастерской Фалька, в Доме Перцова, которую ему помогли получить его друзья.
В начале 1940-х гг Фалька, как художника критиковали за «формализм», его картины не покупали, заказов на оформление спектаклей практически не было. После начала Великой отечественной войны в 1941 г Фальк и Щекин-Кротова были эвакуированы по иронии судьбы в Башкирию, где он когда-то бывал с Потехиной, а затем супруги перехали в Самарканд. Фальк преподавал в Самаркандском областном художественном училище и много работал. После возвращения из эвакуации в Москву Фальк задним числом узнал о смерти сына от первого брака в госпитале после ранений под Сталинградом. Ангелина Васильевна утешала и поддерживала мужа, как могла. Роберт Фальк написал много портретов Ангелины Васильевны, по его словам, он хотел "довести лицо до лика".
Но Роберт Фальк даже в 4-м браке не переставал ждать свою последнюю Музу. И на склоне лет встретил случайно на улице Майю Михайловну Левидову (1921 — 2012), она была дочерью писателя Михаила Левидова, с которым Фальк был знаком. А Майе на тот момент было всего 15 лет, она была начинающей художницей и смотрела на Фалька с обожанием. Но они не встречались примерно до 1949-го гг, а потом они встретились снова. И Майя стала ученицей и возлюбленной художника. За время разлуки Майя успела выйти "замуж по рассчету" за инженера, родить сына Михаила. Фальк растерянно метался между возлюбленной Майей с ребенком и своей законной бездетной женой Ангелиной Щекин-Кротовой, у которой он даже не просил развода из-за ее тяжелого сердечного заболевания. Но это не мешало ему проводить все свое время с Майей и устраивать приемы в своей мастерской.
В 1950-х годах материальное положение художника стало совсем некудышным, заказов не было, постоянной работы не было, его спасали только частные уроки живописи. Фальк давал уроки известному летчику Юмашеву, а также учеником и поклонником Фалька был именитый пианист Святослав Рихтер. Изредка картины Фалька покупали его друг Илья Эренбург и коллекционер Георгий Костаки.
В 1958 году Роберт Фальк очень тяжело заболел, поэтому он даже не смог прийти на свою персональную выставку, которая открылась весной 1958 года в Московском Союзе художников. А осенью 1 октября 1958 г Роберт Рафаилович Фальк скончался в московской больнице, на руках у последней Музы - Майи Левидовой. Похоронен он на Калитниковском кладбище (близ метро Пролетарская и Таганская) в Москве, на участке номер 20.
Так что историческую тираду Н.С. Хрущева в 1962 г. по поводу его картины 1910 г. "Обнаженная", где изображена одна из его Муз - Любовь Попеску, Фальк конечно же слышать никак не мог. А мертвые "сраму не имут". Хотя в двух фильмах "МосГаз" и "Таинственная страсть", есть сцены именно этой выставки, и в одном из них художник краснеет-бледнеет-негодует по поводу нелицеприятных слов вождя, все это художественный вымысел.
Первая жена Фалька Елизавета Сергеевна Потехина скончалась в 1963 году, а только в 2017 г нашлись ее работы.
Вторая супруга Кира Константиновна Алексеева скончалась в 1977, а их общая дочь Кирилла Романовна Фальк ушла из жизни в 2006 г, в этом же году скончался и их внук историк Константин Юрьевич Барановский, научный сотрудник института США и Канады.
Майя-Майей, любовь-любовью, музы-музами, а законной супругой Фалька тем не менее осталась тяжело больная, 4-я жена Ангелина Щекин-Кротова, которая пережила своего мужа и видимо дала разрешение на экспозицию картины "Обнаженная". После кончины Роберта Фалька Ангелина Щекин-Кротова, официальная вдова художника, посвятила свою жизнь наследию Роберта Фалька и популяризации его имени и работ. Она проделала огромную работу: составила опись работ Фалька, и создала фотоархив и картотеку произведений мужа, написала литературные труды, посвященные художнику: «Из жизни рядом с Фальком» (1974), «Беседы об искусстве» (1981) «Становление художника» (1983), «Мой Фальк» (2005). Ангелина Васильевна продолжала традицию воскресных показов картин Фалька в различных галереях, продажу его картин и размещение некоторых в именитых галереях, в Третьяковской галерее. Скончалась она в 1982 году.
В 2018 году в Москве в Даниловском районе появилась улица Роберта Фалька.
Алена Ли.