Начав в 1645 году завоевание Китая, маньчжуры оставили земли Забайкалья, Приамурья и Приморья без присмотра, полагая, что никто не сможет покуситься на них и их данников, тем сильнее был шок от того, что когда маньчжуры вернулись из завоевательных походов, они узнали, что их данников присвоили себе воины из царства Лоче (России), которые даже начали закрепляться на Амуре. Взбешённые этим маньчжуры решили изгнать русских с Амура, заодно показав своим монгольским и тунгусским данникам, кто тут хозяин положения, но первое же их сражение с русскими у стен Кумарского острога окончилось для них полным разгромом.
Получив данные разведки, маньчжуры воспрянули духом: пришельцев оказалось очень мало и они были плохо вооруженны: около 300 казаков при трёх орудиях под командованием Онуфрия Степанова, а укрепления русских можно было вообще в расчёт не брать, наспех построенный Кумарский острог к тому времени уже несколько лет находился в запустении после того, как его разграбили эвенки. Подтягивая войска для штурма Кумарского острога, целью которого было не только изгнание русских, но и демонстрация силы коренным народам Дальнего Востока, маньчжуры не обратили внимания на прибытие осенью 1654 года в Кумарский острог 200 казаков под командованием Петра Бекетова. Исходя из пережитого опыта, Бекетов и Степанов понимали, что серьёзное столкновение с маньчжурами - вопрос времени, поэтому немедленно начали работы по приведению Кумарского острога в боеспособное состояние. Первым делом казаки укрепили берег Амура, дабы он сумел выдержать вес стен вновь возводимой крепости, построенной по комбинированной технологии (две стены из дерева, между которыми была насыпана каменная крошка). Также вокруг крепости был выкопан глубокий ров, за которым были поставлены надолбы и чеснок, дабы не подпустить к стенам маньчжурскую пехоту. Казаки подготовились и к осаде, вырыв в остроге колодец и приготовив для маньчжур горячую смолу и кипяток.
Маньчжуры не заставили себя ждать: 13 марта Иван Телятьев с 19 казаками ушёл рубить судовой лес, но наткнулся на маньчжур, захвативших весь отряд в плен. В Кумарском остроге тут же спасать товарищей вызвались добровольцы, в ходе вылазки все 20 человек были отбиты. В ответ маньчжурская армия численностью в 10 тысяч человек при 15 пушках вплотную подошла к острогу, готовясь к его штурму, готовя осадные машины, подрывные заряды и ведя его обстрел из пушек и ракетных установок (правда, эффективность его была равна нулю).
Работы по приведению Кумарского острога в боеспособное состояние стали решающим фактором победы в предстоящей битве: надолбы не дали маньчжурам подтащить к стенам крепости осадные орудия, чеснок сделал невозможными полноценные действия пехоты и тогда маньчжуры пошли напролом, но пока они барахтались с заграждениями, казаки расстреливали их из пушек и пищалей.
Подобное продолжалось три недели: маньчжуры, не считаясь с потерями, шли на штурм, русские расстреливали их сотнями, иногда совершая вылазки в стан врага. В итоге у маньчжурских войск кончились боеприпасы и продовольствие и они были вынужденны отступить вверх по Сунгари. Победа русских пронеслась громом над всей Азией и неважно, что в июне 1655 года казаки оставили Кумарский острог по причине голода. Оборона Кумарского острога наглядно доказала всем, что маньчжурская армия не такая уж и непобедимая, что маньчжур можно бить, что спровоцировало рост антиманьчжурского сопротивления в Китае, а народы Дальнего Востока, убедившись в слабости своих сюзеренов, стали массово переходить под руку русского царя.