(Новая версия от 15 июля 2022 года)
Сегодня, 22 июня, в День памяти и скорби я хочу рассказать вам о негласной биологической войне Третьего Рейха против мирных граждан Советского Союза. Эта статья посвящена трагическим событиям Великой Отечественной войны. В следующих статьях будет рассказ о том, как руководство страны, Красная Армия и жители Советского Союза смогли победить в биологической войне.
Понятия «биологическая война» и «биологическое оружие» появились не так давно. Лишь в одной статье 1940-х годов я встретила термин «бактериальная война».Однако издавна в военных конфликтах использовались возбудители опасных инфекций.
Идея этого цикла у меня возникла, когда я наткнулась на публикацию «Тиф во время войны..." на сайте tvzvezda.ru. Ещё об этом вы можете прочитать на сайте «Военное обозрение» («Тиф в 1941–1944: бактериологическая война».
На сайте Новгородского музея-заповедника есть такой документ:
В Интернете выложены выпуски медицинских журналов времён Великой Отечественной войны. Большинство материалов, на которые я опираюсь — это публикации журнала «Гигиена и санитария» 1940-х годов.
На Яндекс.Дзен существует цензура. Дополнения к публикациям вы можете прочитать в моём Telegram-канале или в источнике.
Сыпной тиф на оккупированных территориях
Сыпной тиф — опасное инфекционное заболевание с возможным летальным исходом. Его возбудитель — риккетсия Провачека (Rickettsia prowazekii). Болезнь легко передаётся от человека к человеку через платяных вшей, редко через головных. Если вшей нет, то больной человек не опасен для окружающих.
В предвоенное время сыпным тифом иногда болели люди в деревнях и сёлах, сильно удалённых от областных или районных центров. Отдельные случаи болезни не перерастали в крупные вспышки.
Когда Красная Армия стала выгонять фашистов из временно оккупированных ими территорий, врачи обратили внимание на одну закономерность: на освобождённых территориях была крайне высокая заболеваемость инфекционными заболеваниями, особенно сыпным тифом. Болели жители городов, а также люди в прифронтовой зоне, некоторых районах среднеазиатских республик и на Кавказе.
Эпидемия сыпного тифа обычно начиналась зимой. Значительную долю заболевших составляли люди в возрасте 15 — 39 лет. Пиковые значения заболеваемости пришлись на возрастную категорию 10 — 14 лет. Летом вспышка затихала.
Оккупационная фашистская власть никак не пыталась противодействовать распространению инфекции. Ведь план «Ост» предусматривал гибель населения от болезней и голода.
В течение 1942 — 1943 годов сыпной тиф протекал как заболевание умеренной степени тяжести с небольшим количеством осложнений и летальностью 5 — 7%. Две трети всей заболеваемости сыпным тифом в 1943 году по РСФСР приходилось на освобождённые области.
«Больше половины всех заболеваний сыпным тифом области после изгнания немцев приходилось на освобождённые от них районы, тогда как население в этих районах составляет не более 1/8 всего населения Московской области. Что сыпной тиф в освобождённых районах оставили нам немцы, доказывается с полной очевидностью тем обстоятельством, что в большинстве временно оккупированных районов заболеваний сыпным тифом не было в течение прошедших 2 — 3 лет, а также тем, что показатель заболеваемости сыпным тифом в освобождённых районах на 10 000 населения достигал 7,3, а в восточных районах был лишь 1,7».
М.Е. Шухмак — начальник Московской областной госсанинспекции. Встречается написание фамилии как "Шухман".
Шухмак М.Е. Санитарная противоэпидемическая работа в освобождённых от оккупантов районах Московской области. Гигиена и санитария. 1942. № 5 — 6.
Действия фашистов на оккупированных территориях
Инфекционные болезни — давний спутник революций и войн. Однако люди и на свободных от фашистов территориях жили в трудных бытовых условиях, где тоже были проблемы с медицинской помощью. Но заболеваемость сыпным тифом была гораздо ниже, чем на оккупированных территориях.
В публикациях 1940-х годов легко заметить, что на всех оккупированных территориях фашисты действовали по одному и тому же плану.
1. Выселяли местных жителей из их домов, особенно с наступлением холодов. Выжившим людям приходилось жить в плохих избах, домиках, землянках, сараях, банях, подвалах. Часто в подобных помещениях ютились несколько семей. Конечно, такая скученность способствовала распространению вшей и инфекционных заболеваний.
В Сталинграде уничтожено более 85% жилого фонда, в Воронеже — 95%, в Смоленске — 85%, в Курске — 75%. В районных городах и сельских местностях разрушения жилого фонда составили 50 — 60%. Ничего не осталось от городов Великие Луки, Ржев, Истра.
2. Разрушали медицинские учреждения. Особенно перед уходом с занятых территорий. Врачи, где могли, оказывали помощь, но этого было явно недостаточно.
«Весь мир знает, что у фашистов на Балканах — сыпной тиф, в Польше — сыпной тиф, в самой Германии — сыпной тиф. Фашистская армия сеет заразу среди населения. Если прибавить к этому, что озверевший враг при отступлении сжигает больницы, амбулатории и тем затрудняет борьбу с инфекцией, что всякая война связана с передвижением масс населения, что «звереющий» <...> враг может прибегнуть к бактериальной войне»
Семашко Н.А. От санитарного просвещения к санитарно-просветительной пропаганде и агитации. Гигиена и санитария. 1942. №3 — 4.
3. Создавали антисанитарные условия. Уничтожали бани и устройства для дезинсекции и дезинфекции вещей. А это прямой путь к распространению вшей и, следовательно, сыпного тифа. Разрушали систему канализации и очистные сооружения.
Сознательно загрязняли занятые территории. Мусором и нечистотами были загрязнены подвалы зданий и территории вокруг них.
«Размещаясь в домах, вражеские солдаты использовали комнаты в качестве уборных, а дворы и все свободные помещения превращали в немыслимые клоаки»
Могилевский Я.А. Коммунальное хозяйство и задачи государственной санитарной инспекции при его восстановлении в освобождённых местностях. Гигиена и санитария. 1942. №8 — 9.
«… немецкое «культурное» войско оставляло после себя горы грязи, навоза, мусора, загаживало дома, дворы, усадьбы, не заботясь даже о минимальных требованиях чистоты вокруг себя».
М.Е. Шухмак — начальник Московской областной госсанинспекции.
Шухмак М.Е. Санитарная и противоэпидемическая работа в освобождённых от оккупантов районах Московской области. Гигиена и санитария. 1942. №5 — 6.
4. Фашисты понимали, когда придут советские войска. Перед тем как уйти, они разрушали систему водоснабжения, а также разрушали, отравляли и минировали колодцы. Подробнее об этом можете прочитать в моём Telegram-канале или в статье Семашко Н.А. О санитарной работе в освобождённых от оккупации областях, журнал "Гигиена и санитария" №8 - 9 за 1942 год.
«При отступлении фашисты прежде всего разрушают водопроводные сооружения. Они взрывают водонапорные башни, насосные станции, водоподъёмные агрегаты и оставляют население без воды»
Могилевский Я.А. Коммунальное хозяйство и задачи государственной санитарной инспекции при его восстановлении в освобождённых местностях. Гигиена и санитария. 1942. №8 — 9.
5. Устраивали захоронения своих солдат и офицеров в центрах захваченных городов.
6. Некоторые действия фашистов красноречиво указывают на намеренное распространение сыпного тифа.
Перед тем, как уйти из Краснодара, немцы объявили, что сожгут городскую больницу. Люди приютили больных сыпным тифом и другими инфекционными заболеваниями у себя.
В Семлевском районе Смоленской области фашисты заставили жителей отвезти всех больных сыпным тифом в село Семёновское. Затем они подожгли село, а больные разбежались по соседним сёлам, разнося инфекцию.
Распространение сыпного тифа через концентрационные лагеря
Как установила Чрезвычайная Государственная Комиссия, в концлагерях фашисты намеренно размещали больных сыпным тифом вместе со здоровыми заключёнными. Они предполагали, что при освобождении концлагерей инфекция проникнет в Красную Армию.
Среди освобождённых из концлагерей были выявлены тысячи больных инфекционными заболеваниями, из которых у большинства был сыпной тиф. В Сталинградской области военнопленных, заболевших сыпным тифом, фашисты выпускали из концлагерей, чтобы они разнесли заболевание среди мирного населения и Красной Армии.
Один из самых ярких эпизодов бактериологической войны вермахта — освобождение населённого пункта Озаричи в Белоруссии. В марте 1944 года из расположенных там концлагерей командование Красной Армии госпитализировало 4052 советских граждан, больных сыпным тифом. Из них 2370 человек — это дети. Трагедии Озаричи посвящена страница https://specreport.belta.by/ozarichi
Государственная Чрезвычайная Комиссия установила, что немцы вывозили из временно оккупированных территорий Белоруссии тысячи больных сыпным тифом и размещали их в концлагерях. Также они перевозили больных из одних лагерей в другие.
В декабре 1943 года в деревню Васьковку Мозырского района немцы завезли 2 машины с сыпнотифозными больными из Житковичского лагеря и разместили в жилых домах села. Через несколько дней из деревни Васьковка двух больных немцы перевезли в деревню Антоновка-Каменская Мозырского района, их поместили в квартире председателя колхоза.
#великая отечественная война #история #история медицины #студенту медику #студенту биологу #22 июня #инфекции #советский союз