Найти тему

Обзор Гран-При Канады Формулы-1 2022г.

Оглавление
Парк Жан-Драпо
Парк Жан-Драпо

Вступление

Пожалуй, нет людей, которые бы равнодушно относились к канадскому этапу “Королевских гонок”. Спроектированная на искусственном острове Нотр-Дам трасса пролегает средь озер и парковых павильонов, а с главной трибуны можно наблюдать олимпийский гребной канал Монреаля. Автодром расположен в черте города, и зрители добираются до него на метрополитене, что делает посещение этого этапа более доступным (не считая, конечно, необходимости перелёта в Канаду) и навевает ощущение особой одомашненности данной гонки.

Два сезона трасса проболела в ковидном госпитале, но наконец-то канадские власти нашли нужные лекарства и согласились на возвращение быстрейших болидов планеты в страну кленового листа.

Ежегодно гонка в Монреале привлекает к себе массу внимания, ведь скоростная конфигурация и переменчивая северная погода неизменно дарят насыщенные событиями гонки. Из последних гонок особенно вспоминаются:

-1999 год - знакомство трех чемпионов мира (Дэймона Хилла, Жака Вильнёва и Михаэля Шумахера) со знаменитой стеной с доброжелательной надписью “Bienvenue au Quebec”, которая после этого получила звонкое прозвище “Стена чемпионов” (к грусти многих фанатов разбитых машин, сейчас её заложили барьерами “TechPro”, и теперь аварии на выходе из последнего поворота не так живописны).

-2007 год - авария Роберта Кубицы перед шпилькой, когда машина совершила несколько кульбитов, включая переворот через “крышу”, и от неё остался лишь обглоданный кокпит, а первую победу в карьере одержал будущий “Самовозец”, “Икона стиля Формулы” и просто дебютант того сезона и будущий 7-кратный чемпион мира Льюис Хэмилтон;

Авария Кубицы на ГП 2007 года
Авария Кубицы на ГП 2007 года

-2008 - продолжение невероятных приключений поляка и британца в Канаде. На сей раз Роберт совершил фокус “Из грязи в князи”, в свою очередь одержав первую победу в карьере (в отличие от Льюиса, впрочем, единственную), а сам Хэмилтон решил устроить боулинг на пит-лейне, решив не обращать внимание на красный сигнал светофора на выезде, и на полном ходу выехал в спокойно стоящего и мечтающего о мороженке Кими Райкконена, устранив себя и конкурента из заезда.

Канада 2008. Будущий победитель проезжает мимо поверженных соперников.
Канада 2008. Будущий победитель проезжает мимо поверженных соперников.

-2011 год - наверное, самая известная гонка. Состязание длилось более 4 часов под переменчивыми погодными условиями, и невероятную победу одержал Дженсон Баттон, на 5 круге нежно “убравший” партнера по команде Льюиса Хэмилтона в стену на стартовой прямой, затем откатившийся в хвост пелетона, героически пробившийся потом обратно, и на последнем круге обогнав ошибшегося на подсыхающей трассе лидирующего Себастьяна Феттеля, выиграв самую долгую гонку в истории чемпионатов мира.

Столкновение Баттона и Хэмилтона на ГП Канады 2011
Столкновение Баттона и Хэмилтона на ГП Канады 2011

-2014 год - неожиданные проблемы у двух пилотов Mercedes, выигравших в тот год 16 этапов из 19, но вот в Канаде столкнувшихся с разного рода проблемами. А первую победу одержал австралийский медоед Даниэль Риккиардо.

-2019 год - упорная борьба Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона до последних кругов гонки, закончившаяся ошибкой Себа во 4-ом повороте, которая едва не привела ко встрече пилота Mercedes с бетонной стеной. Феттелю за данный маневр добавили 5 секунд ко времени гонки, и увидевший первым клетчатый флаг немец был вынужден смириться с итоговым поражением, что, прямо скажем, получилось у него не очень.

Церемония награждения Гран-При Канады-2019
Церемония награждения Гран-При Канады-2019

Уик-энд 2022

  • В 2022 году этап в Канаде для всех команд начался уже 13 июня, потому что составители календаря решили не заморачиваться с календарем чемпионата и вставили канадскую гонку в европейскую часть сезона. Учитывая, насколько щепетильно все относятся к сокращению бюджетов команд, весьма странно заставлять участников чемпионата из Баку сразу лететь через половину планеты, а потом возвращаться в Европу. Что мешало договориться с властями Монреаля на месяц ранее, поставив гонку после Майами, а Испанию сдвинуть на лето - неизвестно. Видимо, у руководства Формулы-1 есть своя тактика, и они её придерживаются (с).

За три года, прошедших с последней гонки, трасса ничуть не изменилась, и пилоты в свободных заездах методично проверяли поведение новых машин на хорошо знакомом автодроме. Пятничные заезды прошли на сухом асфальте и, в целом, не подарили зрителям сюрпризов - оба заезда выиграл лидер чемпионата Макс Ферстаппен, опередив на доли секунды двух пилотов Ferrari. Позади них отличную форму демонстрировали пилоты Alpine, вновь сделавшие ставку на минимальную прижимную силу, и Себастьян Феттель, завершивший день четвертым. Неожиданностью стало слабое выступление Серхио Переса, законившего вторую практику лишь 10-м. Стоит отметить, что помимо гонщиков на трассу в пятницу выбрались еще и местные сурки, своей храбростью в поведении на трассе не уступавшие лучшим спортсменам.

Продрав глаза субботним утром, жители и гости Монреаля первыми увидели серо-черные тучи, из которых весело и задорно струился июньский проливной дождь. Основательно подготовившиеся зрители достали дождевики и теплые свитера, а гонщики, в надежде соответствовать, нацепили на болиды покрышки для сильного дождя, и праздник автоспорта продолжился.

Третью тренировку лидеры провели в мыслях оставить машины целыми, позволив бороться за первенство преследователям. Ферстаппен попробовал свои силы на влажном асфальте, но, промахнувшись несколько раз мимо поворотов, предпочел ожидать улучшения погоды в боксах. Шарль Леклер вообще не показал зачетного времени - взорвавшийся в Баку мотор был полностью списан под утиль, и в Ferrari приняли решение целиком заменить двигатель на машине монегаска, что автоматически означало старт с последнего ряда для недавнего лидера чемпионата. На свободной от лидеров трассе болельщиков развлекали главным образом Фернандо Алонсо, Пьер Гасли и Себастьян Феттель, занявшие верхние строчки протокола по итогам заездов.

Алонсо в субботней тренировке
Алонсо в субботней тренировке

Квалификация

Перед началом квалификации небесная канцелярия решила, что трасса недостаточно пьяна влажная и добавила еще пару залпов дождя, чтобы машины имели возможность отражаться от луж на протяжении всего круга. Несмотря на это, сессия началась без задержек. Болиды стали быстро сушить траекторию, работая на длинных сериях кругов, позволяя резине лучше прогреться в холодных условиях. Квалификации под дождём традиционно проходят непредсказуемо, и зачастую наибольшего прогресса в них добивается тот, кто вовремя угадает момент для максимальной атаки или для перехода на более сухой состав шин. Сессия в Канаде лишь подтвердила данные тезисы. Лидировавшие 2 часа назад в такой же мокрой практике Феттель и Гасли показали лишь 16 и 17 результаты (кроме них борьбу прекратили также Николас Латифи, Лэнс Стролл и Юки Цунода), оставшись за бортом второго сегмента, а в первой десятке уверенно обосновались оба пилота Haas и дебютант Гуаньюй Чжоу на Alfa Romeo.

Во второй части квалификации дождь совсем прекратился, и многие пилоты стали задумываться о переходе на промежуточную резину. Серхио Перес, одним из первых рискнувший на смену покрышек, не смог вписать свой Red Bull в 4-ый поворот, уткнувшись передней частью машины в защитные барьеры. Машина не заглохла, и мексиканец при помощи своего инженера долго пытался найти заднюю передачу на упрямой австрийской машине, но никакие манипуляции не помогли вернуть болид на трассу (иногда пилоту надо смотреть не только вдаль в борьбу за чемпионство, но и уделить лишних 20 минут на умение вовремя сдать назад).

Авария Переса в Q2
Авария Переса в Q2

Таким образом, из борьбы за Q3 сразу выбыли Леклер, вообще не выехавший на трассу, Норрис, которого от борьбы отстранили проблемы с зажиганием, и Перес. За оставшиеся 2 места на досрочное окончание квалификации развернулась ожесточенная борьба, в которой верх одержали Алекс Албон на Williams и Вальтери Боттас на Alfa Romeo.

Борьба за поул обещала быть острой. Все больше подсыхающий асфальт провоцировал пилотов, обладающих менее быстрыми болидами, идти на риск и обувать сухие шины. Первым рискнул это сделать Джордж Расселл и сразу показал конкурентам, что ребята, отличный вариант, всем рекомендую еще не время для подобных авантюр, добравшись до барьера в самом начале круга. Остальным не нужно было повторять дважды, и борьба продолжилась на промежуточных шинах. Итогом 12-минутной сессии стало полное доминирование действующего чемпиона мира на Red Bull, камня на камне не оставившего от своих соперников. Борьбу ему пытался навязать Карлос Сайнс, но запорол выход из финального поворота и проиграл место на первом ряду ветерану Фернандо Алонсо, который не был на нем с лета 2012 года. Четвертое время показал Льюис Хэмилтон, а позади него обосновались 2 болида Haas, которые на родном континенте решили не огорчать своих пилотов поломками и неожиданными посещениями бетонных отбойников. Замкнули десятку партнер Алонсо Эстебан Окон, Расселл, все же показавший зачетное время на шинах intermediate, Даниэль Риккиардо на McLaren и Гуаньюй Чжоу на Alfa Romeo.

Летучий голландец
Летучий голландец

Гонка

Воскресным утром небо растянуло над головами спортсменов голубое покрывало с редкими озорными облачками, и яркое солнце приветствовало разноцветную вереницу, выстраивающуюся на стартовой прямой для будущего начала гонки.

Как только огни стартового светофора погасли, Ферстаппен идеально тронулся со своей позиции, не дав конкурентам даже призрачной надежды побороться на рывке к первому повороту. Алонсо, еще вчера обещавший дать бой лидеру, удержал второе место, Ferrari Сайнса пристроилась ему в заднее крыло. Позади них борьба была более жаркой - на входе в 4 поворот отлично стартовавший Кевин Магнуссен атаковал Mercedes Хэмилтона, но британец вытеснил датчанина наружу, и Haas, которому было уже некуда деваться, надломил торцевую пластину переднего крыла, что мало того, что привело к ухудшению аэродинамики, так еще и было признано судьями гонки опасным положением болида на трассе, и Кевину пришлось ехать в боксы для смены обтекателя. Так блестящая квалификация американской команды сразу была испорчена стартовыми проблемами.

Первые круги запомнились схваткой двух испанских матадоров, в которой более молодой обладатель Ferrari уверенно прошел Фернандо сразу, как только была активирована система DRS. К тому моменту отрыв Ферстаппена уже составлял 3 секунды. Из задних рядов тем временем начали свои прорывы их партнеры по команде. На 6 круге пыл оппонентов на время охладила приказавшая долго жить коробка передач на Red Bull Переса. Для мексиканца, пытающегося не отставать в чемпионате от партнера по команде, такой сход был крайне болезненным, кроме того, он показал, что машины австрийской команды все-таки тоже подвержены поломкам. На трассе включили режим виртуальной машины безопасности, и лидер гонки на пару с идущим 4-м Льюисом Хэмилтоном свернули в боксы за комплектом жесткой резины - достаточно спорное решение, учитывая, что до финиша оставалось еще 64 круга. В лидеры гонки вышел Сайнс, которому в отсутствие в рядах лидеров Леклера необходимо было демонстрировать свой лучший пилотаж.

Макс, получив в арсенал свежие покрышки, быстро догнал и обогнал Alpine Алонсо - было заметно, что по сухой погоде даже настроенные на прямые французские пепелацы неспособны на равных конкурировать с более сбалансированными машинами ведущих команд. Сайнс тем временем шел с комфортным преимуществом около 5.5 секунд, и более мягкий комплект Medium позволял ему штамповать круги в темпе Ферстаппена, спокойно подгадывая наиболее удачный момент для планового перехода на Hard. И его ожидания быстро реализовались - на 18-ом круге Мик Шумахер, показавший лучшую квалификацию в карьере и проводивший достаточно неплохую гонку, получил от своего двигателя команду припарковаться и не мучать его больше. На трассе вновь был введен режим виртуального пейс-кара, и практически вся первая десятка, проигнорировшая данную возможность на 6 круге, свернула в боксы. 20-ый круг выглядел гораздо привлекательнее для потенциальной возможности добраться до финиша без остановки, и в тот момент показалось, что тактически Red Bull могут уступить победу Ferrari (невероятное предположение в нынешнее время).

Сход Шумахера
Сход Шумахера
Пит-стоп Сайнса
Пит-стоп Сайнса

Все эти временные передышки на трассе негативно влияли на стартовавшего из последнего ряда лидера Ferrari Шарля Леклера. Монегаск изначально стартовал на более жесткой резине, и заезжать так рано для смены покрышек имело смысл лишь в том случае, если бы изначально планировалось более одной остановки. К моменту второго режима VSC (Virtual Safety Car) Шарль пробился на 6 позицию, оказавшись позади Эстебана Окона, только получившего свежий Hard. Несмотря на то, что Ferrari обладала грандиозным преимуществом в среднескоростных поворотах и на прямых, Леклер никак не мог справиться с неуступчивым французом. Как назло, итальянские болиды проигрывали там, где всегда было их сильное место - на выходе из медленных поворотов. Когда Окон уже полностью открывал газ перед длинной задней прямой, Шарль еще боролся с пробуксовкой на уже поношенном комплекте резины, и длины рывка к последней шикане ему упорно не хватало. Просидев за оппонентом более 20 кругов, на 42-ом он направился в боксы, где команда традиционно добавила ему проблем, продержав из-за заминки с левым задним колесом лишние 2.5 секунды. Шарль выехал позади “Паровозика Стролла”, в котором собралось 4 явно более медленные машины, которые пришлось заново опережать, растрачивая столь необходимый ресурс более мягких шин.

Тем временем, часть лидирующей тройки, уставшая ждать новых сходов и возможностей сэкономить время на пит-стопе, проводит свои вторые пит-стопы - Ферстаппен на 44-ом круге, а Хэмилтон на 45-ом. Сайнсу достался отрыв в 8 секунд от Red Bull голландца и схожие по темпу неубиваемые шины Hard, которые работали очень стабильно. Для испанца забрезжила надежда на первую в карьере победу, ведь течение гонки говорило о том, что мало просто сократить 8 секунд, необходимо было еще и обогнать, а Ferrari все же не Alpine. Но интрига распорядилась иначе - выезжавший после своего пит-стопа на 47 круге Юки Цунода засмотрелся на пролетающих птичек и неожиданно обнаружил себя в бетонной стене на выходе из 2 поворота. В дирекции гонки решили, что виртуальным пейс-каром в данной ситуации не обойтись, и давайте как в Nascar, соберем всех пилотов вместе под конец, чтоб скучно не было выпустили на трассу уже вполне реальную машину безопасности, что привело к новому оживлению в боксах, где Сайнс, оба пилота Alpine и еще ряд пилотов поехали за свежей резиной. После всей суматохи положение на трассе было следующим - Ферстаппен на Hard’е, прошедшем уже 5 кругов, Сайнс на абсолютно свежем комплекте, 2 Mercedes на Hard’е (3 и 4 круга), 2 Alpine на свежем Medium и Леклер, героически нивелировавший упущенное на пит-стопе.

Рестарт
Рестарт

На рестарте Макс уверенно сохранил вновь полученное лидерство, но Карлос как надоедливая муха прилип к его заднему крылу, не выпадая из зоны DRS, и на каждой прямой показывал себя в зеркалах Red Bull лидера. Два Mercedes не могли угнаться за ведущей парой, а позади Леклер на уже более сравнимых по свежести шинах прошел оба Alpine, учтя свои проблемы середины гонки - уже не дожидался зоны DRS с прямой, а нырял внутрь в шпильке перед ней.

Последние круги прошли в напряженном, но достаточно стабильном соперничестве за победу. Сайнс уверенно держался в секунде от Ферстаппена, на каждой зоне DRS уверенно к нему приближаясь. Но Ferrari катастрофически не хватало сцепления на выходе из более медленных виражей, и голландец, проводивший абсолютно безошибочную гонку, так и не дал испанцу ни единой возможности реально атаковать себя.

Итогом стала нелегкая, но заслуженная победа Red Bull, Карлос все же смог провести действительно хорошую гонку, соответствующую уровню пилота Ferrari, замкнул подиум 7-кратный чемпион мира Льюис Хэмилтон, также показавший лучший этап для себя в этом сезоне - в отличие от подаренного подиума в Бахрейне, здесь темп Mercedes соответствовал занятым позициям. Позади него закончил этап партнер по команде Джордж Расселл, продолжив свою впечатляющую серию финишей в топ-5 в этом году. Шарль Леклер все же смог минимизировать потери, ведь, учитывая старт с 19-ой позиции, большего добиться все равно бы не вышло, а если бы не пейс-кар, то и Alpine, скорее всего, остались бы впереди. Окон приехал на финиш 6-м, опередив Алонсо, гонка которого не задалась из-за потери мощности в районе 20-го круга. Кроме того, после финиша Фернандо накинули 5 штрафных секунд за опасную оборону от Боттаса на последних кругах, что отбросило испанца на 9 место. 7-ое и 8-ое места в протоколе достались двум болидам Alfa Romeo, и отличную гонку провел дебютант этой трассу Гуаньюй Чжоу, красиво боровшийся с более опытными конкурентами. Замкнул десятку местный герой Лэнс Стролл, канадский этап для которого был максимально домашним, ведь он родился в Монреале.

Подиум ГП Канады 2022
Подиум ГП Канады 2022

Неудачниками этапа стоит признать оба McLaren, которые были похожи на оранжевые катящиеся добродушные апельсинки, неспособные ни с кем реально конкурировать, и команду Haas, после фантастической квалификации словно потерявшие волшебную туфельку и вынужденные прозябать в скучной тыкве.

Итоги

В чемпионате лидерство Ферстаппена возросло до 46 очков. Это может показаться пропастью, если бы не пара НО. 1 - после 3-го этапа Леклер вел ровно столько же, а через 6 гонок ситуация перевернулась на 180 градусов. 2 - в прошлом году после 9 этапов Макс вел в чемпионате с преимуществом в 32 очка, но после Гран-При Великобритании интрига вспыхнула с новой силой. Хочется верить, что и этот год подарит нам увлекательное продолжение, хотя, справедливости ради, действующий чемпион проводит начало этого сезона просто потрясающе.

В командном зачете Ferrari ухитрилась даже отщипнуть 5 очков у австрийской команды, но все равно уступает целую пропасть. Впрочем, если Сайнс сможет повторять гонки, подобные канадской, для итальянцев еще не все потеряно. Mercedes отстает от красных всего на 40 очков, и, в случае чего, может неожиданно подкрасться к ним в случае сходов, а в борьбе за 4 место McLaren, Alpine и Alfa Romeo разделяет всего 14 очков.

Канадский этап, хоть и не привел к неожиданным результатам, сохранил реноме увлекательной гонки с огромным количеством борьбы. Теперь командам предстоит пересекать Атлантику в обратную сторону, и через 2 недели нас ожидает этап в Великобритании на знаменитой трассе “Сильверстоун”, 73 года назад принявшей самый первый этап “Королевских гонок” в истории. В отличие от прошлого года, спринтерской гонки в Британии не будет, зато, возможно, в борьбу за победу вклинится кто-то из британцев из Mercedes - Хэмилтон побеждал перед родными трибунами уже 8 раз, а Джорджа Расселла домашние болельщики будут гнать к первой в карьере победе.

Спасибо за внимание и до встречи на следующих обзорах!

-13