Продолжение истории Кайроса - бога счастливого мгновения. Начало ЗДЕСЬ
Такие разные лица
Хроноса некоторые античные авторы отождествляли с богом земли и земледелия Кроносом (у римлян это Сатурн) -- тем самым грозным титаном, который оскопил своего отца и пожирал собственных детей. Он изображался суровым старцем с мощными крыльями, серпом или косой в одной руке и песочными часами в другой. Атрибуты Хроноса указывают на неумолимость и необратимость времени.
Кайрос, напротив, изображался красивым юношей. У него тоже были крылья, и не только на спине, но и -- как и у посланника богов Гермеса -- на сандалиях. В руках он также держал лезвие, а на нем -- словно поигрывая -- две балансирующие чаши весов. Особое значение в образе божества имеет прическа: на лоб Кайроса падает длинный локон, а сзади его голова лысая. Почему так?
Вот как объясняет это древнегреческий поэт Посидипп в своей эпиграмме, которая написана в форме диалога зрителя и статуи Кайроса.
-- Откуда приехал скульптор, твой творец?
-- Из Сикиона.
-- А как его звали?
-- Лисипп.
-- А кто же ты?
-- Я Кайрос, который правит всем.
-- Почему ты бежишь на цыпочках?
-- Я всегда спешу.
-- Зачем тебе крылья на ногах?
-- Я летаю как ветер.
-- Почему ты держишь лезвие в правой руке?
-- Чтобы показать, что я острее бритвы.
-- Почему прядь твоих волос падает на лоб?
-- Чтобы тот, кто повстречает меня, смог ухватиться за нее.
-- Почему твой затылок лыс?
-- Тот, кто меня пропустит мимо, не сможет меня поймать, как бы ни старался.
Но что символизируют чаши весов? Ответить на этот вопрос Посидипп предоставил нам самим. Может, количество и наполненность прожитого нами времени. А может, это краткий момент риска -- взвешивания «да» и «нет», который всегда балансирует на острие.
Как узнать Кайроса
Кайрос может встретиться на пути в разных видах.
- Как звездный час, когда все обстоятельства складываются благоприятным для тебя образом.
- Как любовь с первого взгляда.
- Как счастливая случайность, бинго, блестящая возможность.
- Как неожиданное вдохновение, в результате которого рождается шедевр.
- Как яркий миг озарения, когда ты осознаешь для себя что-то очень важное или находишь решение, которое давно искал.
В любом случае -- это всегда значимый момент, который потенциально способен изменить твою жизнь. Если только тебе хватит смелости действовать -- и действовать прямо сейчас.
Ведь момент Кайроса -- это не подарок судьбы, который может упасть в ладони тому, кто пассивно ждет каприза Фортуны. Он требует действия. Это шанс, дарованный именно тебе и именно в этот момент, твое «сейчас или никогда». Ты должен успеть протянуть руку, ибо (помни: он быстрее ветра) через мгновение ты можешь поймать уже пустоту. И, возможно, спустя годы ты все еще будешь думать о том, «что было бы, если бы...» Если бы ты согласилась отправиться в то безумное путешествие, поехала учиться в ту магистратуру за границу, дала номер своего телефона тому незнакомцу на улице...
В ожидании чудес
Сколько же на чашах наших весов времени Хроноса и сколько -- Кайроса? Конечно, большая часть наших будней подвластна хронологии: звонок будильника, лекции, работа, собрание, тренировка... Так живут все -- ежедневно сверяя часы и записи в органайзере и стараясь не отстать, успеть. Время Хроноса несет нас, словно река.
И в нем очень многие люди большую часть жизни живут мыслями о вчерашнем или позавчерашнем дне, своими заботами, страхами, фантазиями. И в постоянном ожидании. В ожидании конца рабочего дня, воскресенья, лета, праздников, встречи со своим единственным, когда подрастут дети, просто «того -- не знаю чего» и в ожидании момента, который вырвет тебя из рутины и как по мановению волшебной палочки преобразит твою жизнь -- как в песне Леонарда Коэна Waiting for the Miracle. Но когда этот момент действительно наступает, они не успевают проснуться от летаргического ожидания -- и тот проходит мимо...
Многие упускают свой момент кайроса из-за тривиальной предосторожности, боязни рисковать, прыгнуть в неизвестное. Они семь раз отмерят и только потом отрежут и разумно полагают, что лучше синица в руке, чем журавль в небе. В психологии даже существует понятие «кайрофобия» -- боязнь выбора, перемен, новых ситуаций.
Понравилось? Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал! А пока читай:
"Сильнее шаолиньского монаха". История рижанки Инги Яновской
Антра Була
(с) "Лилит"