Всем привет! Сегодня поговорим, пожалуй, о главном событии в транспортном секторе Московской области за июнь - введение запрета на оплату проезда наличными средствами.
О возможном отказе от нала в МО разговоры ходили давно. И вот наконец с 18 июня вступил в силу закон Московской области, запрещающий перевозчикам взимать плату за проезд наличными средствами. Конечно же присутствуют некоторые нюансы, о которых расскажу в данной публикации.
Москва и МО. В чём разница?
Для начала хочу затронуть тему сравнения областных реалий со столичными. Напомню: в Москве водители наземного транспорта уже два года не продают никакие билеты. В Подмосковье отныне должно быть точно также. Однако всë несколько иначе.
Столичные водители вообще не контролируют оплату проезда - в большинстве транспортных средств они просто изолированы от салона перегородкой. Ловить "зайцев" - это головная боль контролёров ГКУ "Организатор перевозок".
Московская область находится в другой системе координат: водители - ответственные лица за оплату проезда. Их даже штрафуют, если контроль на линии увидит безбилетника (в Москве штрафуют только пассажиров).
И даже сейчас, когда платить наличкой нельзя, всё равно водитель будет дожидаться пока пассажир рассчитается за проезд безналом. Потому как выполнение плана по доходам никто не отменял, плюс штрафы за провоз безбилетника никуда не делись.
Поэтому, как мне кажется, более радикальной мерой явилось снятие с водителей ответственности за оплату, а контролёры в свою очередь разбирались бы только с пассажирами.
На каких маршрутах Подмосковья теперь нельзя платить наличными?
7 июня был принят закон Московской области №85/2022-ОЗ, который гласит о следующем:
"В целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа не допускается реализация проездных билетов за наличный расчет в салонах транспортных средств на смежных межрегиональных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, если начальный остановочный пункт находится на территории Московской области, муниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом".
Постараюсь объяснить все изменения простым языком.
- Наличкой больше нельзя расплачиваться на всех муниципальных и межмуниципальных маршрутах Московской области, вне зависимости от того какой маршрут (по регулируемыми тарифам или нерегулируемым) и кто перевозчик.
- На маршрутах до соседних областей (Владимирская, Рязанская, Тверская, Ярославская) расчёт налом практически тоже невозможен, ибо перевозчик почти всюду - "Мострансавто", у которого полностью запрещена оплата наличными на всех маршрутах.
Разумеется больше всего вопросов имеется по маршрутам между Московской областью и Москвой.
- Запрет расчёта налом коснулся только линий, находящихся в реестре смежных межрегиональных маршрутов областного Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры (МТДИ МО). Со списком можно ознакомиться тут.
- Другая часть маршрутов, находящаяся в реестре Департамента транспорта Москвы, под нововведение не попадает. Здесь уже воля перевозчика решать, отменять плату за проезд наличными или нет (исключения составляют маршруты ГУП "Мосгортранс", где система оплаты как на московской городской сети).
В полной мере ощущают "прелести" разделения маршрутов жители пограничных с Москвой территорий, где, как правило, проходят линии из двух реестров одновременно. Например - Мытищи, Красногорск, Химки.
Оплата по транспортным картам - не всё так просто.
В начале этого года власти МО заявили о возможности оплачивать проезд картой "Тройка" во всех автобусах региона. Естественно речь шла про маршруты областного подчинения - из реестра МТДИ МО.
А у маршрутов московского реестра нет чёткого требования к приёму конкретных видов карт, однако в каждом автобусе пассажир должен иметь возможность оплатить проезд по безналу.
Более того, до недавнего времени "Тройка" принималась только в транспортных средствах, оснащëнных стационарными валидаторами (как на фото ниже).
Мобильные терминалы, которыми пользуются водители, не успевали прошивать и обновлять. Как следствие у пассажиров возникали проблемы при оплате. Судя по наблюдениям, переносные устройства практически полностью заменили в автобусах "Мострансавто". В настоящее время полным ходом идёт процесс замены терминалов и у частных перевозчиков.
Выводы
Отказ от наличных казалось бы вот-вот и выведет перевозки в области на новый уровень - водители перестанут быть кассирами и наконец-то повысится безопасность перевозок, плюс сократится время простоя транспорта на остановках.
Хочется верить, что в обозримом будущем так и будет, а пока что реализация хромает. Да, флагманский перевозчик "Мострансавто" стремительно продвинулся в вопросе перехода на безнал, но в регионе работает множество частных перевозчиков, у коих совсем иные масштабы и возможности.
При этом на многих маршрутах между Москвой и областью запрет на наличные не распространился. Вообще межрегиональные перевозки пережили за последние годы немало трудных моментов (статья на данную тему), а сейчас действует целых два реестра смежных межрегиональных маршрутов, из-за которых у населения возникают вопросы по тарифам и какими способами производить расчёт за проезд.
Всем большое спасибо за внимание!
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Читайте другие публикации на канале: