Найти тему

Медный всадник, но не тот, о котором все знают

Сложные судьбы бывают не только у людей, но и у произведений искусства. Многострадальный памятник, который задумывался еще при жизни Петра I, был установлен через много лет после смерти императора. В общей сложности монумент изготавливали 85 лет. Его современный вид - результат коллективного творчества под влиянием меняющихся идей и приоритетов. И нет, это не Медный всадник на Сенатской.

Зимой 1715 года из осиротевшего после смерти "короля-Солнца" Парижа в Петербург приехал Бартоломео Карло Растрелли. Флорентийский скульптор, архитектор, художник и ювелир поступил на службу к русскому царю. При французском дворе его идеи оказались не очень уместными, зато в России бурлящий творческий потенциал Растрелли оказался очень созвучен кипучей энергии Петра I.

Менее чем через год появилась идея небывалого проекта - конного прижизненного портрета императора. Первый эскиз Растрелли показывает, что по замыслу памятник должен быть иметь форму пирамиды.

Б. Растрелли. Первоначальный проект конного монумента Петру Первому (1716). Изображение из открытых источников.
Б. Растрелли. Первоначальный проект конного монумента Петру Первому (1716). Изображение из открытых источников.

Первый ярус - цоколь, со всех сторон украшенный барельефами. Планировалось, что на них будут изображены важнейшие события царствования Петра. Затем - постамент сложной формы. Он украшен лентами, какими-то надписями и овальными медальонами. Тут автор проекта собирался предоставить право императору самостоятельно определить, что именно будет изображено и написано на этой части памятника. По углам постамента планировалось разместить фигуры, изображающие побежденных врагов.

На постаменте - конная статуя императора в образе римского полководца. А над ним - аллегория Славы, которая возлагает на голову Петра золотой лавровый венок.

Шикарная идея! В России никогда еще не было ничего подобного. Зато Растрелли, путешествуя по Европе, видел много похожих памятников. В свой проект он включил все самые впечатляющие конструктивные элементы. Петру проект понравился, он его одобрил и распорядился приступать к исполнению.

Выполнение работы решили разделить на этапы. В первую очередь приступили к изготовлению коня в натуральную величину. Чтобы избежать ошибок при литье, Растрелли собственноручно изготовил деревянную модель, потом лепил с нее глиняную статую с которой должны были сделать алебастровые формы для отливки. В отличии от глиняной скульптуры, которая бесследно исчезла, деревянная модель сохранилась.

Б. Растрелли. Великий конь (модель для конного памятника Петру Первому) (1717). Изображение из открытых источников.
Б. Растрелли. Великий конь (модель для конного памятника Петру Первому) (1717). Изображение из открытых источников.

На этом моменте рассказа уже понятно, что что-то пошло не так, потому что конь, на котором восседает бронзовый Петр сейчас, вообще не похож на это красивое и мощное животное. Что называется, загляните в глаза правде:

Фрагмент памятника Петру Первому (проект Б. Растрелли). Современный вид. Изображение из открытых источников.
Фрагмент памятника Петру Первому (проект Б. Растрелли). Современный вид. Изображение из открытых источников.

Видимо, случилась какая-то заминка. Пропадают упоминания о гипсовой модели, нет никаких сведений о дальнейших работах на протяжении всего 1718 года. В итоге в начале 1719 году императору демонстрируют свинцовую модель конного монумента. Известно, что ее отлили еще в середине 1717 года, но почему-то не торопились показывать Петру. После одобрения заказчика модель отправили в Парижскую академию словесности. Петр был человеком самокритичным и не решился самостоятельно указывать, что и как написать на постаменте. Поэтому он доверил такое ответственное дело французским академикам.

После распоряжения отправить свинцовую модель в Париж снова возникает долгая пауза. Неизвестно, было ли исполнено распоряжение императора и привозили ли модель памятника во Францию. В принципе, неизвестно, куда подевался этот вариант монумента.

В 1720 году Растрелли показывает императору новый вариант памятника, причем этот проект уже предполагает и место его размещения - старая Сенатская площадь у здания 12 коллегий (это не там, где сейчас стоит Медный всадник, а на противоположном берегу Невы).

Б. Растрелли (?) Второй вариант конного памятника Петру Первому (начало 1720х гг). Изображение из открытых источников.
Б. Растрелли (?) Второй вариант конного памятника Петру Первому (начало 1720х гг). Изображение из открытых источников.

По поводу иллюстрации есть сомнения. В некоторых источниках этот проект приписывают Фальконе. Дело в том, что сохранилось описание второго проекта Растрелли, где указано, что конная статуя попирает аллегорическую фигуру Зависти, а 4 амура держат земной шар, с которого они срывают ветхий покров. На этой гравюре нет этих деталей.

В общем-то, нет сомнений только в том, что это конный памятник перед зданием 12 коллегий. И известно, что второй проект Растрелли Петр Первый не одобрил. Эта модель была небольшой - около 1 м в высоту и 76 см в ширину, до 1740х гг хранилась в мастерской, а потом исчезла.

В 1741 году на престол взошла дочь Петра I, Елизавета Петровна. В 1743 году после победы в русско-шведской войне императрица распорядилась возобновить работу над монументом, проект которого был одобрен еще её отцом четверть века назад.

Растрелли снова обратился к первоначальному варианту, упростил его и организовал работу бригады из 20 мастеров. Всего за несколько месяцев были изготовлены глиняная и восковая модели. Но отлитым в металле монумент мастер не увидел - он скончался в ноябре 1744 года. Работу продолжил его сын. Для следующего этапа работы потребовались литейные печи невиданной мощности. На их строительство ушло более 2 лет. Отливка медного всадника (но не того, что на Сенатской) была закончена поздней осенью 1747 года.

Особенности технологии того времени требовали проработки деталей памятника после его отливки. Эта работа выполнялась вручную и заняла почти 7 лет. Одновременно выполнялась чеканка мелких декоративных деталей. Но на запросы о выделении средств на изготовление других фигур и деталей памятника по эскизу Растрелли ответа не следовало. Поэтому памятник стоял в незаконченном и несобранном виде. Были готовы сама конная статуя и постамент для нее в виде 13 отдельных блоков. Сведения о последних работах мастеров на этом этапе датированы 1755 годом.

В таком виде памятник простоял в мастерских еще четверть века, пока в 1782 году Екатерина II не решила подарить его князю Потёмкину. Недоделанный монумент перевезли в амбар Таврического дворца,потом под навес у Троицкого моста, и на этом снова забыли о нем еще на 17 лет.

Деятельный Павел Петрович, взойдя на престол, решил немедленно исправить положение и распорядился закончить работу над памятником деду. По первоначальному его замыслу монумент Петру Первому следовало установить в Кронштадте. Поэтому детали памятника были переданы Адмиралтейству. Но менее чем через сутки император поменял решение и велел скульптору В. Бренне установить памятник на площади Коннетабля - наружной площади Михайловского замка.

Спешка была такой, что история не сохранила имен людей, создавших проект нового постамента. Детали облицовки выполнены по рисункам скульптора А. Михайлова. Два больших боковых барельефа изображают Полтавскую баталию и Битву при Гангуте.

Правда, за время работ Павел Петрович еще раз поменял решение и велел поставить на площади Коннетабля памятник Суворову. А памятник Петру всё-таки увезти в Кронштадт. Но за время работ над обоими памятниками Суворов впал в немилость, установку памятника ему отменили и вернулись к проекту с памятником Петру.

Наконец, многострадальный памятник был установлен на наружной площади перед Михайловским замком весной 1800 года.

Вид Михайловского замка и памятника Петру I. Неизвестный художник. Варьированная копия с картины Ф.Я. Алексеева 1800 года. Начало XIX века. Изображение из открытых источников.
Вид Михайловского замка и памятника Петру I. Неизвестный художник. Варьированная копия с картины Ф.Я. Алексеева 1800 года. Начало XIX века. Изображение из открытых источников.

О том, сразу ли на постаменте была надпись "Прадеду правнук". Странно, что процесс и результаты рассмотрения проектов постамента зафиксированы в протоколе заседания Совета Академии художеств. Например, указано, что отвергнут проект Воронихина, который и предложил этот текст надписи. Но не записано, кто же был автором принятого проекта.

Павел Петрович был убит в своем замке на 40й день после торжественного открытия своей неприступной цитадели. Оборонительные рвы, которые не спасли императора, впоследствии были засыпаны, а Михайловский замок пришел в запустение. Но памятник Петру оставался на своем месте.

Его демонтировали в годы Великой Отечественной войны, чтобы спасти от повреждений. Сохранились архивные фото, где памятник только что извлекли из укрытия и готовят к возвращению на постамент.

Памятник после извлечения из укрытия. 1940е гг. Фото из открытых источников.
Памятник после извлечения из укрытия. 1940е гг. Фото из открытых источников.

Перед нами еще один пример коллективного, так сказать, творчества.

В истории искусства это довольно распространенная практика. Мы уже рассказывали о том, как Репин и Айвазовский вместе рисовали Пушкина, а некоторые известные хрестоматийные шедевры - тоже результат совместных усилий нескольких мастеров.

Но этот памятник - уникальный случай. К его созданию прямо или косвенно приложили руку 2 императора и 2 императрицы, отец и сын Растрелли, знаменитые и безымянные мастера. От замысла до установки на постамент ушло 85 лет.

Современный вид памятника
Современный вид памятника

То, что мы видим сейчас, очень мало напоминает первоначальный проект. Но всё равно этот памятник остается первым и единственным в своем роде.

#петр первый #медный всадник #растрелли #памятникипетербурга #павелпервый #михайловскийзамок