Найти тему
ПоУшиВКино🎬

"Девушка с татуировкой дракона" (2011, Girl with a dragon tattoo): один из лучших примеров, как дать отпор своим обидчикам

Оглавление

Триллер "Девушка с татуировкой дракона" (Girl with a dragon tattoo) – один из моих любимых фильмов. Его снял мой любимый режиссёр Дэвид Финчер. Главная героиня в нём – независимая отстранённая замкнутая девушка Лисбет Саландер, покрытая татуировками, знающая себе цену. В нём лихо закручен сюжет – детектив, который интересно смотреть впервые, потому что загадка наслаивается на загадку, а потом спираль начинает раскручиваться. Более того, опытным путём проверено – повторные просмотры открывают новые стороны фильма, потому он не теряет своей прелести.

Руни Мара в образе Лисбет Саландер в фотосессии для журнала GRAZIA FRANCE (январь 2012)
Руни Мара в образе Лисбет Саландер в фотосессии для журнала GRAZIA FRANCE (январь 2012)

Интересно подмечать, как выстроено повествование:

1. история Лисбет Саландер. Её трудная жизнь, когда необходимо буквально выживать, а не наслаждаться радостями 20-летних. Обладая привлекательной внешностью и острым умом, ей приходится использовать их, чтобы не погибнуть от жестокости общества, а не получать образование в стенах красивого стерильного университета. Ей приходится жить с клеймом невменяемой. Потому название фильма “девушка с татуировкой дракона”, хотя и не является точным переводом со шведского, звучит вполне уместно. Эта фраза отображает её заклеймённость ("татуировка дракона" - это скорее метафора, чем рисунок на теле как украшение). А действительный перевод названия Män som hatar kvinnor, что значит “мужчина, который ненавидел женщин”, передаёт окружающую Лисбет обстановку. Этим названием характеризуется агрессия, в которой она сформировалась как личность;

2. история журналиста Микаэля Блумквиста, который сделал ошибку. Очень жизненная ситуация. Со стороны автора романа было разумно показать обычного человека – умного, находчивого, но способного оступиться. В истории Микаэля обыгрываются сразу две знаменитые поговорки – “можно тысячу раз проделать одну и ту же операцию и ошибиться на тысяча первый” и “важно не то, что ты упал, важно, как ты поднимешься снова”;

3. проявление жестокости со стороны сильного в адрес более слабого, зная, что наказания потом не настигнет. Это странный феномен сотворения зла под защитой безнаказанности недоступен для понимания. Сталкиваясь с этим в реальной жизни, я по-прежнему прихожу в ужас, как человеку, совершающему такой поступок, живётся наедине с собой. В фильме примерами таких людей выступают Мартин Вангер, Готфрид Вангер и Нильс Бьюрман. Они находятся под защитой своих статусов, к ним практически невозможно применить наказание, потому что те, на кого направлена их агрессия, против них будут выглядеть клеветницами, у них просто не будет столько связей, чтобы отстоять своё право в суде. Более того, они выглядят удивительно жалко и беззащитно, когда они оказываются в положении жертвы (например, сцена в квартире Бьюрмана);

4. модель свободных отношений. Микаэль Блумквист и Эрика Бергер. Журналистка и издательница журнала “Миллениум” является occasional lover (любовница время от времени) Блумквиста. Хотя у самой есть супруг, который в курсе её отношений с коллегой из редакции. Микаэль находится в разводе, ему удобно иметь такую связь с женщиной, которая не просит большего, потому что уже находится в браке. Самого Микаэля это характеризует не с лучшей стороны – похоже, он отметает ответственность за человека рядом, предпочитая посвящать себя работе. Это проявляется в связи с Лисбет. Общее дело их объединяет – они находят общий язык, хорошо ладят, у них даже начинается что-то, похожее на роман. Микаэль не проявляет агрессии в её адрес, чем растапливает ожесточённое сердце. Но это лишь одна сторона медали. Микаэль обманывает её больнее предыдущих – отца, общества, адвоката-опекуна Бьюрмана. Давая ложную надежду, когда принимал её ухаживания, и впоследствии просто отпуская без объяснений. Здесь, конечно, можно говорить о пресловутом “никто ничего не обещал”, но Микаэль мог видеть чувства Лисбет в свой адрес. Он всё же журналист и видит больше обычных людей;

5. фигура Драгана Арманского, директора “Милтон Секьюрити”, начальника Лисбет Саландер. Он выразил словами свою симпатию к ней. Она необычная во всех смыслах, и, хотя никто не питает к ней тёплых чувств, он расположен к ней. При этом он ни разу не проявил себя дальше слов. Он является примером человека, который относился к ней лучше остальных мужчин (это практически Микаэль Блумквист, только не обманувший её доверия), который не стал посягать на её личное пространство, прекрасно зная, что на этой территории предстоит быть ответственным за поступки, а он на это не готов (с ней);

Пропуск в офис Милтон, где работала Лисбет
Пропуск в офис Милтон, где работала Лисбет

6. продуманный монтаж и художественное оформление планов. На этом остановлюсь подробнее.

Анализ фильма

Центральная история – это расследование дела 40-летней давности. Миллионер Хенрик Вангер жаждет узнать, кто убил его внучатую племянницу Харриет. Он потратил половину жизни на расследование событий одного дня. Получается, время для него остановилось.

Фильм снят так, что это ощущение передаётся и зрителю. Планы получились замкнутые, герметичные. Они словно сдавлены со всех сторон и дополнительно давят на наблюдателя. За весь хронометраж есть только одна сцена в белых тонах – это момент, когда Микаэль буквально подобрался к раскрытию загадки. В помещении с белыми стенами в этот момент находятся четыре фигуры – адвокат Хенрика Дирк Фруде, Мартин, Микаэль и Лисбет. Все они в чёрных одеждах на фоне режущего глаз белого цвета. Метафора открытых глаз после долгой слепоты, когда правда наконец начинает пробираться на волю.

Эффект застывшего времени тянется через весь фильм, но благодаря коротким планам скучно не становится, они сменяются довольно быстро. Цветовое оформление добавляет загадочности и ощущения, что история будет рассказана нелицеприятная и тёмная. За это отвечают коричневые, синеватые оттенки, а за то, что в Хедестаде пронзительно холодно – оттенки синего и серого.

Характеры действующих лиц здесь тоже больше отражаются цветовыми решениями, вернее цветом их подчёркивают. Особенно интересно это проделано с Лисбет Саландер. Начиная со сцены знакомства и заканчивая её "выходом" из фильма (когда она уехала на мотоцикле к горизонту по ночной улице). Собственно, она въезжает в историю на мотоцикле и так же её покидает. Сцена знакомства главной героини со зрителем, кстати, в этом фильме образцовая.

Пример цветовой раскладки, характеризующей видеоряд
Пример цветовой раскладки, характеризующей видеоряд

В одной сцене нам показывают сразу всё: то, чем она занимается, где работает, что является действительно необычным человеком, что ей поручено дело под грифом “top-secret”. Она и сидит в этот момент в профиль, являясь по сути в данный момент и сама под наблюдением (с точки зрения Дирка Фруде, который до конца не верит, что Лисбет так хороша, как утверждает Арманский).

Лисбет же в свою очередь действительно удивительна, она хладнокровна и не дрогнула под натиском адвоката. Холодный сине-стальной цвет сцены подчёркивает её замкнутость. Ни разу за хронометраж она не выходит из себя, хотя внутренне её эмоции колышутся от нейтральных до ярости. Художественно её смену настроения показали опять с помощью цветового окраса плана. После насилия со стороны Бьюрмана на её лицо светит малиново-красный цвет, выражающий крайнюю степень злости и готовности принять ответные меры против обидчика.

Встреча Лисбет и Микаэля лицом к лицу впервые (до этого она только собирала о нём информацию). Примечательно то, что крупным планом показывают, как она отключает электрошокер. Это отчасти означает и потерю бдительности Лисбет. Она позволяет себе увлечься журналистом, что доказывают последующие эпизоды (она зашивает ему лоб, готовит завтрак, подпускает его к себе, выбирает подарок).
Встреча Лисбет и Микаэля лицом к лицу впервые (до этого она только собирала о нём информацию). Примечательно то, что крупным планом показывают, как она отключает электрошокер. Это отчасти означает и потерю бдительности Лисбет. Она позволяет себе увлечься журналистом, что доказывают последующие эпизоды (она зашивает ему лоб, готовит завтрак, подпускает его к себе, выбирает подарок).
Красный свет от лампы, падающий на лицо, отражает внутреннее состояние - при этом в самом кадре нет движения, Лисбет остаётся неподвижной. Только за счёт цвета и кругового движения камеры создаётся динамика, передаётся клокотание ярости внутри героини
Красный свет от лампы, падающий на лицо, отражает внутреннее состояние - при этом в самом кадре нет движения, Лисбет остаётся неподвижной. Только за счёт цвета и кругового движения камеры создаётся динамика, передаётся клокотание ярости внутри героини

Кстати, фильм Дэвида Финчера “Девушка с татуировкой дракона” (Girl with a dragon tattoo) в титрах обращается к фильмам 50-70х гг, когда они давали намёки на то, что будет происходить в фильме. Провода, цветы, огонь, связывание. Это иллюстрация того, что красной нитью проходит через сюжет (то есть насилие/агрессия).

По словам Дэвида Финчера, вступительный титр фильма – это "своего рода первобытный вид смолы и ила подсознания... своего рода её (Лисбет) кошмар". (sort of primordial sort of tar and ooze of the subconscious... sort of her nightmare). Более того, титры отчасти похожи на музыкальный клип, что является отсылкой к началу карьеры режиссёра (он снимал клипы и рекламу). Музыка, звучащая вр время титров, написана Аттикусом Россом и Трентом Резнором из Nine Inch Nails. Маленький “привет” им передан в сцене с Чумой, у кого на футболке можно видеть принт в виде символики группы NIN.

Фрагмент титров фильма “Girl with a dragon tattoo”
Фрагмент титров фильма “Girl with a dragon tattoo”

Интересные факты

  • Пирсинг в ушах, бровях и сосках героини Руни Мары, Лисбет Саландер, настоящий. Актриса удалила серьги из уха, носа, брови и губы после завершения съёмок, но сохранила пирсинг в правом соске из-за возможных продолжений. "Это не то, что я хотела бы когда-нибудь повторить", - объяснила она своё решение.
  • Премьера “Девушка с татуировкой дракона” (Girl with a dragon tattoo) состоялась 20 декабря, в этот же день начинаются события в самом фильме.
  • На роль Лисбет Саландер первоначально была предложена Натали Портман, но она отказалась из-за усталости. Также рассматривалась кандидатура Скарлетт Йоханссон, но Дэвид Финчер счёл её слишком сексуальной. Дженнифер Лоуренс была отвергнута из-за слишком высокого роста.
  • Критики оказались недовольны акцентом Руни Мары. Его восприняли как русский или голландский, а вовсе не шведский. Дэниел Крейг и вовсе не имитировал акцентов, он использовал свой настоящий голос.