Найти тему
VarТехник

Почему в современных танках нет дульного тормоза?

Оглавление

Дульный тормоз, характерный элемент для пушек танков Второй Мировой. «Тигр», ИС-2, «Шерман Светлячок» и так далее имели набалдашники на стволах не просто так… Мощное орудие давало мощную отдачу. Но тогда калибр танковой пушки не превышал 122 мм, а большие калибры ставили на САУ с гаубицами. Однако в наши дни, от дульных тормозов отказались, несмотря на простоту реализации.

Преимущества дульного тормоза

Дульный тормоз имеет очень простую конструкцию и её принцип действия. При выстреле, происходит взрыв и выделение пороховых газов, которые следуют вдоль ствола и выталкивают снаряд. Из банальной физики следует, что любой действие встречает противодействие и в случае выстрела это отдача. Так как башни танков очень маленькие, отдачу надо строго ограничивать с помощью откатных устройств, но они не справлялись с особо длинными или крупнокалиберными пушками. Чтобы решить проблему, инженеры использовали дульный тормоз.

Основные преимущества понятны сразу – простота реализации и высокая эффективность. Иными словами, танк, который ранее имел сравнительно короткий ствол, могу получить орудие с большим удлинением при сохранении откатных устройств. Отличный пример – Panzer IV Ausf F1 и Ausf F2. Первый имел короткоствольную 75 мм гаубицу, а второй оснастили противотанковым орудием на базе той же гаубицы с однокамерным дульным тормозом. Позже, конструкцию дульного тормоза улучшили, добавив две камеры, а к концу войны, Panzer IV имели ствол ещё большей длины в сравнении с ранними собратьями.

Недостатки дульного тормоза

Кроме всем известных проблем в лице демаскировки, временной запылённости пространства перед орудием и вреда для сопровождающей пехоты, дульный тормоз имел менее заметные проблемы. Часть из них сказались лишь со временем…

В частности, дульный тормоз создавал неравномерный откат орудия, что в теории понижало точность стрельбы и создавало неравномерную нагрузку на люльку орудия, ускоряя её усталость. Другая проблема – невозможность стрельбы оперёнными бронебойными подкалиберными снарядами (ОБПС). Поддон таких снарядов раскрывается при выходе из канала ствола встречая сопротивление воздуха, или при изменении давления. Именно второй вариант и происходит, когда поддон проходит через дульный тормоз. Камерные и Т-образные конструкции в таком случае вызывает преждевременное раскрытие поддона, что влечёт за собой повреждение ствола.

Объект 187
Объект 187

Есть тип дульного тормоза, который решает проблему – сетчатый… Такой используется на буксируемом орудии МТ-12 «Рапира» калибра 100 мм. Под неё были разработаны ОБПС, которые используются до сих пор, но конструкция дульного тормоза не вызывает повреждение ствола у дульного среза. На танках дульные тормозы тоже могут использоваться… К примеру, Объект 187. Он имел однокамерный дульный тормоз с переходным диаметром. То есть при раскрытии поддона, дульный тормоз не мешал.

Возникает другой вопрос – рациональность. Современные откатные механизмы полностью удовлетворяют требования современных орудий. Для понимания, откат 125 мм пушки 2А46 составляет 37 мм, в то время как 75 мм пушка танков Panzer IV имела ход ствола целых 45 мм.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.