В работу принесли альбом 19 века. Аккуратный современный полукожаный переплет, на сторонках муар, а вот форзац подкачал. Владелец попросил снять переплет, так как проступивший клей с форзаца стал переходить на первую страницу альбома. Вот этот альбом побудил написать данную статью. В которой мы поговорим о некоторых материалах и клеях, которые не стоит использовать в реставрации. И коллекционер должен понимать, что если от книги «воняет» резиной, химическими запахами, то это первый признак недоброкачественных клеев. А если с виду книга вроде выполнена хорошо, то понять, что за клея использовались, можно, к сожалению, только через годы. Когда вся химия вылезет наружу. И хорошо, если не испортит ваш раритет.
Наш альбом переплетался в одной из московских переплетных 8-10 лет назад. И, надо отдать должное, визуально сделан хорошо. А вот клей, который использовали, по-видимому, какой-то химический, так как он не обратим при увлажнении. И проступил желтыми разводами. Запаха не имеет.
В реставрации используют только разрешенные обратимые клея. Хочется подчеркнуть разрешенные. Потому как мы знаем много обратимых материалов, которые можно легко удалить, но в реставрации книг они категорически запрещены. Возьмем, например, скотч.
Скотч - очень легко обратимая клейкая лента. Мы можем зайти в любой канцелярский магазин и попросить спрей для снятия липкой ленты. Ассортимент представлен широко. От снятия технической ленты до деликатного снятия с документов, который не оставляет следов.
Скотч, находящийся на стадии деструкции, легко удалялся механически.
Но мы никогда не посоветуем заклеить книгу скотчем, так как клеящее вещество очень агрессивно действует на бумагу с момента его нанесения. Иногда мы видим, что бумага может стать прозрачной в этом месте или очень темной. Хотя сегодня он легко снимается.
На просторах интернета кто-то советовал использовать для старинных книг ПВА, якобы обратимый. Это очень дилетантский подход. В реставрации книг этот клей употреблять нельзя . Так как клеящее вещество может сильно навредить вашей книге за то время пока будет взаимодействовать с ней . Я не нашла ни одной публикации в сообществе реставраторов о том, что такие клея разрешены. Может, он разрешен в реставрации дерева, но я увидела эту публикацию именно в переплетной организации. К разрешенным клеям мы относим клея органические.
Клей из пшеничного крахмала,
клей из пшеничной муки,
костный клей (крупный рогатый скот),
более деликатный клей- это кроликовый клей,
мездровый клей (из кожи животных),
желатиновый клей,
иногда нужен клей пергаментный,
клей из осетрового пузыря (рыбий клей).
Существуют ещё рецепты на метилцеллюлозе, но это мы оставим для тонких специалистов. Лучше использовать клея, которые существовали в эпоху создания раритета. Сегодня они более очищены и безопасны.
К клеям добавляют всевозможные добавки, которые описаны в методичках .
Всегда смотрите - чем работают мастера, которым вы отдаете раритет, иначе через несколько лет вам придется менять переплет, как пришлось сделать владельцу нашего альбома.
☞ Подписывайтесь на наш канал. Делитесь информацией, с активной ссылкой на контент, в социальных сетях!
#restavracia-r #реставрация книг #реставрация документов #переплет книг #реставрация бумаги #клей для реставрации #реставрация альбомов #реставрация фотоальбомов #как отреставрировать книгу