III век н.э. ознаменовался для Римской империи глубочайшим кризисом, сочетавшем в себе экономические, внутриполитические и внешнеполитические факторы. Начавшаяся после убийства Александра Севера в 235 г. чехарда во власти, сменяющие друг друга с калейдоскопической скоростью императоры, появление узурпаторов, заговоры, бунты в армии, в сочетании с упадком торговли и давлением варваров на внешние границы, все это привело к упадку некогда могучей Римской империи.
В таких непростых условиях в конце мая 249 г. к власти приходит талантливый полководец, префект претория Деций, провозглашенный императором легионами Паннонии и Мезии. Он свергает своего предшественника Филиппа I Араба, который не то погиб в бою, не то был убит своими же людьми в сентябре 249г. неподалеку от Вероны. Придя к власти Деций принимает имя своего кумира, императора Траяна (98-117 гг).
Свое правление Деций Траян начал с выплат крупных сумм легионам, которые привели его к власти. А в конце осени 249 г., по его инициативе в Риме было начато строительство еще одной крепостной стены, охватывавшей больший периметр, так как город продолжал разрастаться.
Но в своей политике Деций Траян допустил и ряд серьезных ошибок, которые возможно в дальнейшем и сыграли роковую роль в его судьбе. Так он решил сплотить народ и издал указ, всем его подданным принести жертвы римским богам и подтвердить данное действие документально. Однако вместо сплачивания населения, император получил обратную реакцию. Так против этого открыто выступили христиане, которых на территории Римской империи проживало довольно много. Деций Траян начал гонения против них, в результате которых были преданы казни ряд христианских священников, включая папу римского Фабиана (236-250 гг). Эти действия привели к тому, что часть населения империи стала относиться к своему правителю крайне негативно.
Второй и возможно самой главной ошибкой Деция Траяна, стало увольнение из сухопутных войск и флота ветеранов, которые уже отслужили свой срок службы. С одной стороны эти престарелые воины действительно являлись для армии балластом. Но с другой, такое массовое увольнение привело к деморализации и дезорганизации воинских частей. А иллирийские легионы, которые привели Деция Траяна к власти, теперь и вовсе подняли против него мятеж. Что конечно же самым негативным образом сказалось на эффективности обороны внешних границ.
Ослаблением римской армии тут же воспользовались германцы, которые начиная с 248 г. активно совершали набеги на римские провинции Фракия и Мезия. В этот раз под знамена готского вождя Остроготы собралось внушительных размеров войско, состоящее из целого конгломерата различных племен и народов: готы, бургунды, вандалы, тайфалы, бастарны и карпы. Готский историк Иордан сообщает, что это войско начитывало 300 тыс. человек, скорее всего эти данные серьезно завышены, однако судя по всему, оно действительно было весьма многочисленным.
В это время в приграничных провинциях Верняя и Нижняя Мезия базировались пять римских легионов: I Италийский, IV Флавиев, V Македонский, VII Клавдиев, XI Клавдиев. 13 отдельных когорт пехоты и 16 ал конницы, а также Мезийский Флавиев флот, состоящий из нескольких десятков различных кораблей.
Поводом для начала войны стала задержка выплаты готам жалования. Так как они по договору с императором Каракаллой (198-217 гг.) являлись федератами. А мятеж в охранявших границу легионах создал отличные условия для вторжения.
В феврале 250 г. варварское войско под командованием вождей Остроготы и Книвы пересекло покрывшийся льдом Дунай между крепостями Сексагинта Приста и Дуросторум и вторглось на территорию Римской империи. К нему тут же присоединилась часть восставших римских воинов.
Что касается Книвы, имя этого вождя упоминается у Иордана, на самом деле это не собственное имя. Германцы словом knewa обозначали ближайшего родственника по мужской линии, то есть сына. Так что Книва, это на самом деле Унуил, сын Остроготы.
Форсировав Дунай, германское войско разделилось на два отряда. Первый, под командованием Остроготы стал продвигаться на юг по направлению к Марцианополю, разоряя и грабя все на своем пути.
Второй же отряд возглавляемый Унуилом, направился на юго-запад к крепости Новэ и осадил ее. Крепость оборонял I Италийский легион, которому ценой огромных потерь, все же удалось отстоять ее. Однако варварам удалось прорваться вглубь провинции Нижняя Мезия и захватить несколько небольших, тем не менее важных римских укреплений, в частности крепость Кастра-ад-Монтанензиум.
Весной 250 г. на Дунай из Рима отправилось войско под командованием старшего сына императора Геренния Этруска и Требониана Галла, который был назначен пропретором Верхней Мезии.
Геренний и Требониан начали наступление на войска Унуила, все еще осаждавшие Новэ. Им удалось отбросить германцев, которые отошли к на юг к городу Никополис-ад-Иструм.
А в июне 250 г. в Иллирию прибыл сам император Деций Траян, атаковал войско Унуила под Никополем на реке Янтра и разбил его. Понеся большие потери, германцы отступили в Балканские горы. И перевалив через хребет Гем, вышли к Филиппополю, столице Фракии и взяли ее в осаду.
Деций Траян в это время праздновал победу, ему был присвоен титул "Germanicus Maximus" и выпущена партия антонинианов (монет) с надписью на реверсе "VICTORIA GERMANICA".
Но вскоре войско императора двинулось через Шипкинский перевал вслед за противником. Перейдя через горы, император разбил лагерь близ крепости Берое, чтобы дать войску отдохнуть после трудного перехода через Балканские горы. Здесь до него дошла информация об осаде варварами Филиппополя, в который Деций Траян отправил гонца с письмом продержаться до подхода императорского войска.
Унуил, также проинформированный о подходе римлян, снял осаду с Филиппополя и форсированным маршем направился к Берое, преодолев это расстояние за четыре дня. Римская разведка полностью проспала передвижение германцев, потеряв их из виду. Поэтому атака Унуила стала для римского войска полной неожиданностью и никакого организованного сопротивления римляне оказать не смогли. Децию Траяну с небольшим отрядом удалось уйти в горы. Он перевалил через хребет Гем и вышел к крепости Эскус, где базировался Требониан Галл.
Меж тем, германцы вернулись к Филиппополю и в очередной раз осадили его. Защитой города руководил наместник Фракии и Македонии Юлий Приск.
Осада продолжалась несколько месяцев, в ходе которой германцы применяли осадные машины, но город все же выстоял. Тогда Унуил осенью 250 г. отвел войска от Филиппополя, но в тоже время ночью к городу была отправлена диверсионная группа из пяти человек, которую вел предатель. Готы поднялись на стену и перебив охрану, захватили одну из башен, после чего при помощи факела подали сигнал своим.
Тогда к захваченной башне подошел германский отряд состоящий из 500 человек, им также удалось подняться на стены и завязать бой со стражей. А к утру в город ворвались главные силы варваров, устроив резню.
В сдаче Филиппополя был обвинен Приск, который якобы вступил в сговор с вождем германцев, пытаясь с их помощью получить императорский титул.
Падение Филиппополя, а также Марцианополя, который к этому времени уже удалось взять Остроготе, очень встревожили Деция Траяна, занимавшегося формированием новой армии. Поэтому по его приказу полководец Птолемей привел войско из Греции и перекрыл все перевалы между Фессалией и Македонией.
Но с наступлением зимы, боевые действия прекратились. Император использовал это время для набора и обучения войска, а также для восстановления оборонительных укреплений.
С наступлением весны, в апреле-мае 251 г. Деций Траян вошел в Дакию и разгромил находившееся там войско варваров. А в июне 251 г. император объявил своего старшего Геррения Этруска своим соправителем.
В это же время германский вождь Унуил повел свое войско, отягощенное добычей и пленниками через хребет Гем по направлению к Никополю. Навстречу ему двигалось войско Остроготы.
Узнав о передвижении противника, Деций Траян вместе с сыном и соправителем Геррением Этруском направили свое войско насчитывавшее до 80 тыс. человек к крепости Абритус. Где они неподалеку от крепости в местности под названием "Полето" разбили лагерь.
Диспозиция римлян была очень выгодной, ведь они стояли на пути у войска германцев, которые никак не могли их обойти. Поэтому подойдя к Абритусу, Унуил не решился атаковать римлян, а стал дожидаться подхода отца Остороготы. Римские командующие также медлили с атакой на германцев.
И лишь когда разведка доложила о приближении войска Остроготы, император понял, что может оказаться между двух огней. Поэтому он выступил перед войском со вдохновляющей речью и приказал готовиться к наступлению.
Римская армия остановилась на холмистой равнине юго-западнее Абритуса, рядом с заболоченной местностью под названием Хиляда извора (Тысяча потоков).
Унуил, вероятно пытаясь потянуть время, решил начать переговоры, предлагая в обмен на пропуск германского войска, вернуть всю захваченную добычу и пленников. Но Деций Траян, рассчитывая на победу, отказался от этих предложений. И вечером того же дня 30 июня 251 г. между противниками завязалась перестрелка и небольшие стычки, прекратившиеся с наступлением темноты.
С рассветом 1 июля 251 г. римская армия пошла в атаку на выстроившихся в две линии германцев, варвары ответили стрельбой из луков, в результате которой уже в самом начале битвы погиб сын Деция Траяна и его соправитель Геррений Этруск.
Император, дабы не смущать войско скорбью о погибшем сыне, произнес свою знаменитую фразу:
Пусть никто не печалится, потеря одного воина не есть ущерб для государства.
Начало битвы было для римлян успешным, им удалось прорвать боевые линии германцев и практически подойти к лагерю готов и карпов. Однако не зная местности, Деций Траян вместе со своими воинами вдруг оказались на болоте, в котором они стали вязнуть. Германцы же начали обстреливать увязшее римское войско из луков. Большая часть из воинов сопровождавших императора либо погибла от стрел, либо утонула в болоте. Здесь же нашел свою смерть и Деций Траян, вероятно также утонул в трясине, так как тело его, так и не было обнаружено.
Потеряв обоих императоров, отца и сына, римская армия была полностью деморализована, в ее рядах началась паника. Чем тут же воспользовались германцы, сумевшие перестроиться и пойти в наступление на римлян, которые не выдержав натиска, побежали. Преследование и избиение бегущих римских войск продолжалось до самой ночи. По всей видимости, германцами также был взят и разорен Арбитус.
Принявший на себя командование остатками римской армии наместник в Мезии и будущий император Требониан Галл, был вынужден заключить с германцами мир. Варварам было позволено забрать всю добычу и пленников, а также набрать во Фракии знатных заложников и уйти за Дунай. Также им были обещаны ежегодные выплаты в обмен за ненападение на Римскую империю.
Скифская (Готская) война 250-251 гг. полностью обнажила то плачевное положение, в котором оказалась Римская империя из-за разразившегося в ней кризиса.
Читайте также:
Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!!👍
#история #римская империя #варвары #готы #деций траян #скифская война #исторические факты #античность