Найти в Дзене
History_of_nomads

Женщина в обществе кочевников. Рабыня или полноправный член общества ?

Картина Николая Хлудова «Женщины-казашки бьют шерсть»
Картина Николая Хлудова «Женщины-казашки бьют шерсть»

Кочевая цивилизация берет свое начало еще с І тысячелетия до н.э. когда просторную лесо-степную полосу Евразии от Дуная до Тихого океана заселили многочисленные степные племена разного происхождения. В эпоху железа в степях от Волги до Алтая господствовали многочисленные ираноязычные племена саков-скифов, сарматов, дах-даев, массагетов и т.д. Начиная с VI века н.э. в степях главенствовали тюркоязычные племена а с ХІІІ века монголы покорили почти всю Евразию. После распада Монгольской империи на территории Великой степи были образованны многочисленные чингизидские государства которые и положили основу государственности многих современных народов Евразии современного мира. Язык, религия, происхождения все это не был объединяющим фактором степных кочевников ибо кочевниками были монголоязычные, тюркоязычные, тунгусо-маньчжуро язычные а также ираноязычные племена. Всех кочевников объединял образ жизни, ведение домашнего хозяйства а также быт и закон. Современная историческая наука бывших стран Советского Союза уже давно отошла от стандартных совковых методов исследования и трактовки истории. Марксистско-Ленинский подход в истории уже давно преподнес историю кочевых народов так что "кочевники это варвары, не имеющие свою историю и культуру" но с тех времен прошло много времени. Восстановления исторического прошлого народа это восстановления картины который укажет на правильный путь в будущее. Прошлая наша история в угоду тоталитарного режима была искажена так что потомки не различают что правда а что ложь. На современном этапе развития исторической науки все чаще возникает новые отрасли среди которых широко получил оборот так называемая "Историческая феминология" изучающая историю женщин в потоке истории. Данное направление исторической науки дошло и до стран СНГ. Под влиянием данной отрасли историческая наука получила новую трансформацию которая принялась изучать историю по новому. За последние годы наблюдается рост феминистических движении который обращает свой взор на историю и происходит это через широкий круг социальных сетей. Феминистки подняли такие вопросы как: "Какова была роль женщин в обществе кочевников ? Правда ли что женщина-кочевник была безвольной рабыней ? и т.д." Давайте все таки отойдя от длинного эпилога все таки перейдем в самую суть нашей проблемы. В обществе кочевников женщина как было принято считать безвольная рабыня но изучения новых материалов полностью опровергла данную теорию. Женщина в обществе кочевников была как полноправный член общества который имел свои права и обязанности. На женщине был возложен весь домашний труд но вместе с этим женщина была полноправной хозяйкой своего дома, в данном случает юрты (кибитки; переносное жилище кочевников состоящая из дерева и войлока). Мужчине в юрте ничего не принадлежало. Чаще женщина выходя замуж в качестве своего приданного приносила с собой всю домашнюю утварь вместе с кибиткой-юртой в котором жила молодая семья. После смерти женщины юрта вместе всем содержимым переходила ни к мужу, ни к сыновьям, ни к невесткам или к другим женам мужа а именно дочери покойной или же к родственника жены. Такая тенденция наблюдалась в частности у многих кочевых народов, например: у казахов. Закон кочевников предусматривал жестокое наказание тому кто посмел посягнуть на честь женщины. Такой мужчина приговаривался к смертной казни. Были также такие случаи как выплата штрафа в виде скота или же женитьба на девушке. Женщины в социальном плане участвовали во всех играх, общественных мероприятиях, курултаях а также выступали в качестве отдельных отрядов женщин-амазонок для обороны родного аула/аила. Женщина в семейной иерархии занимала особое место. Женщина в семейно-родовом объединении также выполняла роль главы рода. Переход женщины от девушки до молодой невестки/снохи, от молодой невестки до молодой матери, от молодой матери до старшей женщины, от старшей женщины в матриарха-бабушки всей семьи. Переход с одной категории в другую сопровождалась с увеличением прав и уменьшением обязанностями в семейном кругу. В политическом плане женщина также имела власть. Женщина в кочевом государстве могла выполнять роль соправителя, регента. Женщина могла образовать политическую партию для поддержки своего кандидата на трон. Женщины также участвовали в курултаях, собраниях и в процессе управления государством. Женщина свой социальный статус также передавала своим детям. Дети рабыни, дети жены и дети главной жены имели разные права и обязанности хоть и степные законы гласили что все равны. В мифологии кочевников можно заметить много женских персонажей как положительных так отрицательных. Наличие женского персонажа-прародительницы как Волчица породившая род Ашина, монгольские Алан-гоа, Гоа-Марал, Женщина-лебедь породившая род Айсинь-геро доказывает матриархальное прошлое кочевников. Исходя из выше перечисленного можно сделать вывод что кочевое общество имело свое уникальное прошлое. Женщина в кочевом обществе также имела свою уникальную роль которая неповторима. Женщина имела свои права, обязанности как социального так и политического направления.

Рекомендуемая литература:

Л.Н.Гумилев. Древние тюрки

К.Бегалин. Ханы золотой орды.

Ярославцев. Сокровенное сказание монголов.