Мне главные улицы старой Самары напоминают Прагу. Только Прага на 800 лет старше и сохранила средневековые постройки. Темные и довольно угрюмые громады готических соборов и башен конечно, впечатляют.
Но зато в Самаре хорошо представлен модный на рубеже прошлого и позапрошлого веков романтический стиль неоготики. На той же улице в прошлом Дворянской (почти напротив дома Кириллова, куда наносил визиты ссыльной революционерке Маше молодой Ульянов-Ленин) под номером 44 находится яркий образец архитектуры Самары купеческой. К ленинским местам отношения не имеет, но его история внимания заслуживает.
В реестре объектов культурного наследия называется он «домом Линева-Разина», но это совершенно неправильно! Мещанин Линев владел усадьбой с 1850-го по 1882-ой годы, и к нынешнему облику здания никакого отношения не имел.
Имел отношение почетный гражданин Самары немецкого происхождения по фамилии Розен. В Самаре Розен со временем превратился в Розина (но никак не в Разина!), а в 1900-м году владелицей интересующего нас дома стала его супруга. Именно по заказу Марты Розиной неказистый прежде домик приобрел стильные «готические» черты. Говорят, что на реконструкцию Марту Юльевну подтолкнуло строительство напротив элегантного особняка в стиле французских загородных дворцов – по проекту архитектора Александра Зеленко. Кто из домовладельцев кого превзошел, сказать трудно. Но ответ по-любому был достойный.
Архитектор Филарет Засухин спроектировал для заказчицы дом в стиле средневековой замковой архитектуры. Совсем небольшой особнячок стал выглядеть монументально и торжественно. Конечно, это нисколько не мрачноватая «подлинная» готика, а стильное альянс с «модерном» - небольшой объем, асимметричная композиция, разные виды декора.
Самарские зодчие вообще любили «сопряжение» стилей! Неоготика была очень популярна среди проживавших в Самаре состоятельных немцев – и стиль стал называться «немецким»
По своему назначению это был классический доходный дом. Две обустроенные квартиры сдавались жильцам, а на первом этаже и в подвале обосновалась знаменитая компания «Дрейфус», торговавшая зерном по всему миру. Российское зерно их очень интересовало – у Дрейфуса в России был 115 офисов.
Кроме зерноторговой конторы, в «немецком» доме арендатором была немецкая фирма «Эрлангер и Ко», поставлявшая паровые машины и оборудование.
А потом была революция, с готическим особняком поступили по заветам булгаковского Полиграфа Полиграфовича Шарикова – «все отнять и поделить»! В квартирах с высоченными лепными потолками и огромными окнами были обустроены коммуналки.
Дом быстро утратил былое великолепие и многие детали, в частности балконы. Общий вид постепенно перестал быть презентабельным, так что реставрация в 2018 году была очень кстати. По архивным чертежам и фото восстановили оконные конструкции, балконы, кованые ворота с воссозданием декоративных деталей. Все тактично, реставраторам респект! По вечерам на здании включается «готическая» подсветка
Сейчас в доме Марты Розиной располагается Департамент семьи, опеки и попечительства Самары.
Прежний главный арендатор – фирма Дрейфуса – в настоящее время продолжает процветать под руководством Маргариты Богдановой – Луи-Дрейфус – самой богатой русской женщины в мире. Правда, она родом не из Самары, а из Петербурга
Со дня рождения Филарета Засухина в этом году исполняется 155 лет
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете