Найти в Дзене

Как баллистик из РКК «Энергия» сократил время полета с Земли на космическую станцию с 50 до 3 часов

Это дало большой экономический эффект и снизило нагрузку на космонавтов. Рассказываем подробнее - в нашей статье.

Фото: ЦПК/Роскосмос
Фото: ЦПК/Роскосмос

В воркшопе «Марафон рационализаторов: новые продукты», проведенном 25 июня Агентством развития навыков и профессий, принял участие автор нескольких десятков рационализаторских предложений и запатентованных изобретений в космической отрасли. Это Рафаил Муртазин, работающий в Ракетно-космической корпорации «Энергия» заместителем руководителя НТЦ, начальником отдела баллистики. Именно ему принадлежит авторство быстрых схем сближения и стыковки кораблей с Международной космической станцией (МКС).

С 1986 года в СССР использовалась двухсуточная схема полетов космических кораблей к орбитальной станции (на тот момент это была советская станция «Мир»): пилотируемые «Союзы» и беспилотные грузовые «Прогрессы» сближались и пристыковывались к «Миру» за 50 ч.

«Такая схема объяснялась географической особенностью нашей страны и баллистической геометрией. Первые пять витков есть устойчивая связь станции с Центром управления полетами на Земле, а далее идут “глухие” витки. В то время уже имелись спутники-ретрансляторы, но устойчиво полагаться на них было нельзя. Через сутки полета космонавты испытывали самые болезненные ощущения – это болезнь космоса, что сопоставимо с глубоким тяжелым похмельем. А ко вторым суткам космонавты уже адаптировались к невесомости и удачно стыковались», – рассказал о причине использования двухсуточной схемы Рафаил Муртазин.

Мороженое заказывали?

Ситуацию изменили создание на орбите МКС и периодическая отправка на станцию космических туристов. Дело в том, что не прошедшим многолетние тренировки членам экипажа (особенно женщинам) было крайне затруднительно вынести двухсуточный полет в малогабаритном «Союзе», где даже спать приходилось валетом, прижавшись друг к другу.

«Возникла задача: а почему бы не попробовать стыковаться быстрее? Были установлены рамки: не более чем за пять витков, после чего пропадала командная связь с кораблем. Мы разработали пятивитковую схему. Но ее нужно было отработать сначала на “Прогрессе”, а это оказалось невозможно. Для грузовика, в отличие от пилотируемого “Союза”, не хватало пяти витков, чтобы выполнить определенный перечень работ, – поделился воспоминаниями Рафаил Муртазин. – Вот тут появился элемент изобретательства. Новизна заключалась в том, что мы изменили последовательность действий в схеме сближения и стыковки, сделали четырехвитковую схему продолжительностью шесть часов. Причем перед полетом мы получили патент на изобретение».

Не менее сложной задачей для Рафаила Муртазина стало убедить в возможности использования новой схемы «хранителей» стандартов. Космическая отрасль – одна из самых консервативных, поскольку любое нововведение и отступление от привычной схемы связаны с высокими рисками для людей и дорогостоящей техники. До этого двухсуточная схема безотказно использовалась в нашей стране уже 36 лет.

Тем не менее в 2012 году по новой схеме первым полетел грузовой корабль «Прогресс», а в 2013 году – пилотируемый «Союз». Космонавты шутили, что теперь можно привозить экипажу на МКС мороженое – не успеет растаять.

Позже стали использовать разработанную Рафаилом Муртазиным сверхкороткую двухвитковую схему. Впервые по такой схеме в 2020 году «Союз МС-17» прилетел на МКС всего за 3 ч.

Преимуществом использования быстрых схем стало не только уменьшение нагрузки на космонавтов – новый метод позволяет существенно экономить расход топлива космического корабля. А сэкономленные килограммы топлива могут обеспечить резервную стыковку, если при сближении со станцией что-то пойдет не так. Кроме того, экономится рабочее время большого количества сотрудников, задействованных в обслуживании станций слежения на Земле.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, если хотите знать больше
о передовых технологиях российских компаний.

Наука
7 млн интересуются