Найти тему
Семь вёрст не крюк

Пара баек про "Аврору" и поездка к настоящему корпусу легендарного крейсера

История легендарного крейсера "Аврора" изучена вдоль и поперёк. И тем не менее мифы, легенды и вымыслы существуют в умах множества людей (в том числе и у нас) и продолжают будоражить сознание. Собственно своими "изысканиям" мы обязаны прогулке в порт Ломоносова (Ораниенбаума), где с удивлением для себя узнали, что "Аврора" не всегда была легендарной, а заодно разрушили пару-тройку собственных заблуждений.

Однако, наш канал не исторический, точнее мы любим историю в разряде "посмотреть и пощупать руками", а значит мы расскажем только об одной легенде (как сейчас модно говорить "фейке"), связанной с крейсером "Аврора". Легендах о том, что "Аврора", на Петроградской набережной у здания Нахимовского училища новодел, который стоит на бетонном постаменте, а иначе бы затонул.

Здесь стоит разобраться с понятием, а что такое "новодел". Ведь за время своего существования крейсер "Аврора" множество раз перестраивался. Первый раз изменения, пусть и не совсем значительные, постигли крейсер всего через год после включения в состав флота в 1903 году, перед самым выходом второй тихоокеанской эскадры адмирала З.П. Рожественского на театр боевых действий Русско-Японской войны. На орудия были установлены броневые щиты, изначально отсутствовавшие по проекту.

-3

В последствии крейсер не единожды ремонтировался и подвергался "кое-каким" изменениям и усовершенствованиям, включая и его перевооружение. Вступивший в строй с 8-ю орудиями главного калибра 152-мм системы Канэ (на их макеты можно посмотреть на форте Демидов), крейсер был перевооружён сперва на 10, а затем 14 подобных орудий, которые в последствии сгинули на Волге в жерле Гражданской войны. Установленные же в 1923 году десять 130-мм орудий погибли на Дудергофских высотах в боях Великой Отечественной войны. Но все эти "ремонты и кое-какие конструктивные изменения" никто вводить в понятие новодел не планирует.

если присмотреться, то выше ватерлинии хорошо виден сварной шов подводной части корпуса
если присмотреться, то выше ватерлинии хорошо виден сварной шов подводной части корпуса

Обычно "новодел" связывают с ремонтом, который был произведён в 1984-1987 годах. Когда вопреки мнению историков и популяризаторов флота (среди которых был и знаменитый писатель В.В. Конецкий), стремившихся сохранить "Аврору" в первозданном виде, во время работ были применены новые технологии, включая сварку, а часть механизмов и оборудования были заменены на макеты. Но главной была заменена, буквально старая отрезана, а новая приварена, подводной часть корпуса крейсера. Эта абсолютно вынужденная мера и была причиной обвинений, что крейсер новодел.

старая булыжная дорога на пути к месту затопления настоящего корпуса "Авроры"
старая булыжная дорога на пути к месту затопления настоящего корпуса "Авроры"

Дело в том, что во время послевоенного ремонта, участие в противовоздушной обороне в период Великой Отечественной войны не прошли для корабля даром, в следствии серьёзной разгерметизации корпуса, его подводную часть залили слоем бетона. Именно этот факт, в применении принципа "слышал звон, да не знает где он" и родил слухи, что на самом деле "Аврора" стоит на подводном бетонном постаменте. а иначе бы уже давно утонула. Ну а что такое советский бетон, мы уже рассказывали в статье о том, как появился парк "Зарядье" в Москве. И как в случае с фундаментом, бетонную заливку корпуса невозможно было отодрать никаким инструментом. Только резать. Резать залитую бетоном подводную часть корпуса целиком.

Старую подводную и уже ни кому не нужную часть корпуса отбуксировали к деревне Ручьи, недалеко от Усть-Луги, где она и была затоплена, превращённая в волнорез. Предварительно всё что можно было снять с корпуса было снято, включая "лишние" бронеплиты, и вполне официально пущено на сувениры. В связи с чем рассказы о том, как местные жители и военные "грабили" затопленный корпус "Авроры", нам кажется байками не имеющими основания. И сейчас вполне возможно, приехав в деревню Ручьи добраться до старой военной базы, строившейся в предвоенный период и взорванной в 1941 году, посмотреть на подлинный корпус "Авроры".

серый участок - где придётся идти пешком
серый участок - где придётся идти пешком

К сожалению последний километр пути придётся проделать пешком по старой Ворошиловской (выложенной булыжниками) дороге. Ранее имелся вполне нормальный съезд, но не смотря на отсутствие каких-либо информационных указателей о запрете посещения территории и сам съезд, и старая булыжная дорога намеренно перекопаны. Так что интересующимся придётся "бросать" машину на узкой обочине.

А ещё надо обязательно перед поездкой подгадать уровень воды (ориентируйтесь на продолжительный восточный ветер). Дело в том, что при высоком уровне корпус полностью скрывается под водой и его не видно. Нам в этом плане не повезло, поездка была спонтанная.

Как бы то ни было, но по заключению специалистов, крейсер "Аврора", сохранив почти на 70 % свою аутентичность, по прежнему остаётся не только легендарным, но и редчайшим образцом военного корабля рубежа XIX-XX веков.

Лайки и подписка не обязательны, но приветствуется)))