История легендарного крейсера "Аврора" изучена вдоль и поперёк. И тем не менее мифы, легенды и вымыслы существуют в умах множества людей (в том числе и у нас) и продолжают будоражить сознание. Собственно своими "изысканиям" мы обязаны прогулке в порт Ломоносова (Ораниенбаума), где с удивлением для себя узнали, что "Аврора" не всегда была легендарной, а заодно разрушили пару-тройку собственных заблуждений.
Однако, наш канал не исторический, точнее мы любим историю в разряде "посмотреть и пощупать руками", а значит мы расскажем только об одной легенде (как сейчас модно говорить "фейке"), связанной с крейсером "Аврора". Легендах о том, что "Аврора", на Петроградской набережной у здания Нахимовского училища новодел, который стоит на бетонном постаменте, а иначе бы затонул.
Здесь стоит разобраться с понятием, а что такое "новодел". Ведь за время своего существования крейсер "Аврора" множество раз перестраивался. Первый раз изменения, пусть и не совсем значительные, постигли крейсер всего через год после включения в состав флота в 1903 году, перед самым выходом второй тихоокеанской эскадры адмирала З.П. Рожественского на театр боевых действий Русско-Японской войны. На орудия были установлены броневые щиты, изначально отсутствовавшие по проекту.
В последствии крейсер не единожды ремонтировался и подвергался "кое-каким" изменениям и усовершенствованиям, включая и его перевооружение. Вступивший в строй с 8-ю орудиями главного калибра 152-мм системы Канэ (на их макеты можно посмотреть на форте Демидов), крейсер был перевооружён сперва на 10, а затем 14 подобных орудий, которые в последствии сгинули на Волге в жерле Гражданской войны. Установленные же в 1923 году десять 130-мм орудий погибли на Дудергофских высотах в боях Великой Отечественной войны. Но все эти "ремонты и кое-какие конструктивные изменения" никто вводить в понятие новодел не планирует.
Обычно "новодел" связывают с ремонтом, который был произведён в 1984-1987 годах. Когда вопреки мнению историков и популяризаторов флота (среди которых был и знаменитый писатель В.В. Конецкий), стремившихся сохранить "Аврору" в первозданном виде, во время работ были применены новые технологии, включая сварку, а часть механизмов и оборудования были заменены на макеты. Но главной была заменена, буквально старая отрезана, а новая приварена, подводной часть корпуса крейсера. Эта абсолютно вынужденная мера и была причиной обвинений, что крейсер новодел.
Дело в том, что во время послевоенного ремонта, участие в противовоздушной обороне в период Великой Отечественной войны не прошли для корабля даром, в следствии серьёзной разгерметизации корпуса, его подводную часть залили слоем бетона. Именно этот факт, в применении принципа "слышал звон, да не знает где он" и родил слухи, что на самом деле "Аврора" стоит на подводном бетонном постаменте. а иначе бы уже давно утонула. Ну а что такое советский бетон, мы уже рассказывали в статье о том, как появился парк "Зарядье" в Москве. И как в случае с фундаментом, бетонную заливку корпуса невозможно было отодрать никаким инструментом. Только резать. Резать залитую бетоном подводную часть корпуса целиком.
Старую подводную и уже ни кому не нужную часть корпуса отбуксировали к деревне Ручьи, недалеко от Усть-Луги, где она и была затоплена, превращённая в волнорез. Предварительно всё что можно было снять с корпуса было снято, включая "лишние" бронеплиты, и вполне официально пущено на сувениры. В связи с чем рассказы о том, как местные жители и военные "грабили" затопленный корпус "Авроры", нам кажется байками не имеющими основания. И сейчас вполне возможно, приехав в деревню Ручьи добраться до старой военной базы, строившейся в предвоенный период и взорванной в 1941 году, посмотреть на подлинный корпус "Авроры".
К сожалению последний километр пути придётся проделать пешком по старой Ворошиловской (выложенной булыжниками) дороге. Ранее имелся вполне нормальный съезд, но не смотря на отсутствие каких-либо информационных указателей о запрете посещения территории и сам съезд, и старая булыжная дорога намеренно перекопаны. Так что интересующимся придётся "бросать" машину на узкой обочине.
А ещё надо обязательно перед поездкой подгадать уровень воды (ориентируйтесь на продолжительный восточный ветер). Дело в том, что при высоком уровне корпус полностью скрывается под водой и его не видно. Нам в этом плане не повезло, поездка была спонтанная.
Как бы то ни было, но по заключению специалистов, крейсер "Аврора", сохранив почти на 70 % свою аутентичность, по прежнему остаётся не только легендарным, но и редчайшим образцом военного корабля рубежа XIX-XX веков.
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуется)))