Найти в Дзене
Дарья Нестерова

7 причин, почему снизилась успеваемость в школе

Оглавление

Обычно проблемы с успеваемостью проявляются не сразу, а ко 2-му или 5-му и 6-му классу.

Почему это происходит:

🔹 В первом классе отношения к детям более лояльное, домашних заданий и оценок (в некоторых школах и вообще нет), а вот во втором классе приходит понимание, что что-то не так.

🔹 Первые три класса, когда ведёт все предметы один преподаватель, он лучше знает детей, подход к ним, может где-то помочь, подтянуть и т.д. Но когда ребёнок приходит в среднее звено, там учителя о нём ничего не знают, и быстрее становятся заметны проблемы, которые были и раньше.

🔹 Если успеваемость падает в более старших классах, то есть вероятность, что родители перестали помогать, делать уроки с или за ребёнка, потому что программа усложняется, и если ты не в теме всех предметов, то помочь становится слишком сложно. И поэтому ребёнок начинает сыпаться.

С чем связаны проблемы успеваемости?

А теперь давайте перейдём непосредственно к причинам.

1️⃣ У ребёнка плохая или средняя память

Материала становится больше, всё новые правила, формулы, теоремы, слова, термины, даты. Информации слишком много, чтобы запоминать всё, если память для этого не натренирована.

И такой ребёнок очень быстро начнёт отставать, потому что не сможет вспомнить стих, выученный накануне или формулы, которые повторял перед контрольной.

Больше про память смотрите в моём видео:

2️⃣ У ребёнка снижена концентрация внимания

Иногда это связано с СДВГ, иногда нет. Но в том или ином случае такой ребёнок слишком часто отвлекается.

А следовательно:

❌ может пропустить важные моменты темы, которую рассказывает учитель;

❌ часто отвлекается в моменте, когда выполняет задание, и поэтому делает много ошибок;

❌ не внимательно читает текст, поэтому не может его пересказать или ответить на вопросы;

❌ не может заниматься долгое время, требует постоянных пауз, и поэтому либо делает всё некачественно, либо растягивает выполнение заданий.

Ещё часто сниженная концентрация внимания идёт в связке с плохой памятью. И то, и другое можно тренировать.

3️⃣ Ребёнок слишком медлительный

Это проявляется, как в обычной жизни, так и в учёбе. То есть ребёнок может долго завязывать шнурки и так же долго делать уроки.

Порой он не успевает понять, что говорит учитель, не успевает записать или запомнить, а класс уже идёт дальше. В этом случае ребёнок начинает отставать.

Сама по себе медлительность не является каким-то отклонением. Но если она мешает жизни и учёбе, следует обратить на неё внимание. Происходит это, потому что левое и правое полушарие “не очень хорошо общаются” друг с другом. Сигналы мозга либо идут медленно, либо не идут совсем.

Даже если это связано с какой-то травмой, шанс помочь ребёнку есть. Ну а уж если это просто особенность, то обязательно имеет смысл развивать многозадачность и быструю переключаемость между полушариями мозга.

4️⃣ Ребёнок с СДВГ

В отличие от предыдущего типа детей, этот не может долго усидеть на месте, поэтому ему сложно слушать учителя на уроке или выполнять домашнее задание. Такой ребёнок может встать и начать ходить посреди объяснения темы или засмотреться на ворону во время выполнения контрольной.

Осложняется всё сниженной концентрацией внимания.

Вам поможет статья Как эффективнее учиться при СДВГ?

5️⃣ У ребёнка дислексия

Когда у ребёнка обнаруживаются проблемы с чтением:

🔺 путает буквы;

🔺 пропускает окончания;

🔺 додумывает окончания;

🔺 пропускает слова и т.д.;

родители и учителя могут решить, что ребёнок глупый, ленивый или не достаточно сильно старается, но часто это может говорить о том, что у ребёнка дислексия (т.е. серьёзные нарушения навыка чтения).

Это никак не говорит о том, что ребёнок глупый, напротив, детки с дислексией часто бывают очень умными, но тип обучения в нашей современной школе им не подходит. Как вы понимаете, школьная программа направлена на читающих детей.

Дислексия не проходит, но в той или иной степени корректируется. У моего сына дислексия, но сейчас это никак не мешает ему отлично учиться. За один год он закончил 6 и 7 классы. Так что всё возможно, было бы желание.

6️⃣ У ребёнка дисграфия

Дисграфия - это нарушение навыка чтения, когда ребёнок:

  • путает буквы при письме;
  • пропускает окончания;
  • дописывает недостающие элементы, буквы, слоги;
  • зеркалит буквы (иногда и цифры, тогда это ещё и дискалькулия) и т.д.

Частенько дисграфия идёт вместе с дислексией, но дисграфия встречается в 2-3 раза чаще.

Конечно, если ребёнок допускает множество ошибок при письме, это не может не сказаться на его успеваемости.

Тетрадь дисграфика
Тетрадь дисграфика

7️⃣ Проблемы с учителем или одноклассниками

Чаще всего такая проблема снижает успеваемость у подростков, но иногда конфликты возникают и у младших школьников.

Как ни крути, дети ходят в школу не учиться, а общаться и выстраивать личные отношения, иерархию, особенно это становится заметно лет с 12. Учёба отходит у ребёнка на второй план.

И, само собой, если у ребёнка конфликт с кем-то, это очень сильно мешает учёбе.

Обязательно нужно мониторить ситуацию и задавать вопросы:

💬 А с кем бы и одноклассников ты пошёл бы в поход, а с кем точно не пошёл бы?

💬 Кто из учителей самый вредный?

💬 Если бы ты формировал новый класс, кого бы из одноклассников ты туда не взял бы?

💬 Какой предмет ты бы убрал из обучения?

И так далее.

Не спрашивайте в лоб, обычно дети не спешат всё рассказывать, особенно подростки.

Что делать с этими проблемами?

Я долго нагоняла жути) Но на самом деле все вышеперечисленные мной проблемы решаемы.

Важно понимать, что снижение успеваемости чаще всего происходит не из-за одной причины, а из-за нескольких сразу, поэтому разобраться не всегда просто.

-3

👉 Записаться на консультацию

Действуйте! И всё точно получится 😉