Найти в Дзене
Александр Дедушка

"БИБЛИЯ по-детски" (3.1) - Моисей, пирамиды и мумии - в чем связь?

Ребенок и Библия
Ребенок и Библия

У р о к № 1

НАЧАЛО ЖИЗНИ МОИСЕЯ

Цель урока: Оживить в памяти учащихся материал прошлого года. Знакомясь с обстоятельствами раннего детства Моисея, показать детям, как Бог отвечает на молитву о помощи. Познакомить учащихся с культурным контекстом – элементами культуры древнего Египта.

Оборудование: доска, мел, детская Библия, иллюстрации с изображениями египетских богов, пирамид и мумий.

План урока:

1. Повторение. «Аукцион» знаний.

2. Рабство израильтян в Египте и жестокость фараона по отношению к ним.

3. Чудесное спасение Моисея. Моисей во дворце фараона.

4. Культура древнего Египта. Боги, пирамиды и мумии.

Описание урока:

Здравствуйте, ребята! Вот мы и снова с вами встретились. Хорошо отдохнули за лето?.. Вот и замечательно! Нам и в этом учебном году предстоят интересные встречи с Библией. Посмотрите, сколько мы изучили, и сколько нам предстоит еще узнать. (Показывается на детской Библии.) В этом году нашей с вами главной цифрой будет цифра десять. Запомните! Почему – вы узнаете об этом чуть позже. Хорошо?..

А пока я хочу проверить, как вы помните то, что мы изучили в прошлом году. Мы сейчас с вами проведем аукцион. Да-да, аукцион, но не совсем обычный. Вы мне будете продавать ваши знания, а я их буду оценивать и покупать. И в конце мы с вами посмотрим, какой ряд наторгует самую большую сумму. Я сейчас начерчу все три ряда на доске. (На доске чертится таблица.)

схема 1
схема 1

Итак, в прошлом году мы с вами узнали, как возник народ, который в то далекое время один знал настоящего Бога. Как этот народ называется?.. Правильно, Израильский народ. На первый тур аукциона выставляются ваши знания о человеке, от которого произошел Израильский народ… Да, об Аврааме. Что же вы о нем помните?.. Кто продает мне первым что-то из своих знаний об Аврааме?..

(Далее проводятся четыре тура аукциона: 1) Авраам, 2) Исаак, 3) Иаков-Израиль, 4) Иосиф. Поощряются коллективные обсуждения и ответы. Знания в зависимости от степени важности оцениваются в 1 или 2 «рубля». Цифры постепенно накапливаются в колонках рядов и параллельно на доске воспроизводится учителем итоговая схема прошлого года – схема происхождения Израильского народа.

схема 2
схема 2

После объявления нового тура можно давать немного времени для коллективного «вспоминания» значимой информации об этом библейском персонаже. Значимую, но забытую детьми информацию, следует напоминать самому учителю. Необходимо следить за тем, чтобы туры не затягивались, а весь аукцион уложился в 20 минут.)

Ну что ж, ребята, подсчитаем количество заработанных вами денег… Молодцы, много наторговали! Вижу, что вы помните то, что мы с вами изучали в прошлом году. Это значит, что мы с вами можем теперь перейти к новым библейским историям.

А последнее, что мы узнали в прошлом году, было то, как Иосиф простил своих братьев. Они вернулись, забрали престарелого отца Иакова-Израиля, свои семьи и по приглашению фараона, который очень любил Иосифа, приехали жить в Египет. И через 400 лет от 70-ти человек, приехавших жить в Египет, произошло 3 миллиона Израильского народа.

Вы понимаете, что за эти 400 лет многое изменилось. Давно умер Иосиф, давно умер фараон, который любил его, и на престоле появился новый фараон, который не знал никакого Иосифа. И вот когда он увидел, что израильтян стало так много, он просто испугался, подумав, что их со временем может стать больше египтян. Сначала он приказал обложить их тяжелыми работами, превратив в настоящих рабов. Израильтяне должны были трудиться с раннего утра до позднего вечера. А над ними стояли надсмотрщики с плетками (иллюстрация в д. Библии).

Но это не помогло – израильтян не становилось меньше. И тогда жестокий фараон отдал ужасный приказ, чтобы среди всех новорожденных израильских детей мальчиков забирали и бросали в реку на съедение крокодилам…

Настоящее горе пришло во многие израильские семьи. Египетские солдаты ходили среди израильских поселений и, услышав плач младенцев, врывались в дома и – если это был мальчик – вырывали его из рук обезумевших от горя матерей. К кому, как вы думаете, взмолились израильтяне о помощи?.. Конечно к Богу!.. Больше им надеяться было не на кого. Мог ли Он оставить Свой народ в таком тяжелом положении?.. Нет, конечно. Бог пошлет Своему народу избавителя, - человека, который выведет Израильский народ из страшного египетского плена. И сегодня мы начинаем изучать историю жизни этого человека, которого звали… Моисей. (Записывается на доске.)

Начало жизни Моисея было удивительным. Оказывается, он сам спасся от неминуемой смерти только благодаря Божьей помощи. Он родился в одной израильской семье и был красивым крепким мальчиком. Три месяца мама скрывала его в доме, но маленький Моисей, наверно, так громко кричал, что больше не было возможности прятать его дома. И вот тогда мама решила доверить его судьбу Богу. Она взяла корзину из тростника, осмолила ее, положила туда младенца Моисея и поставила в тростнике у берега реки. А сама послала свою дочку, старшую сестру Моисея, посмотреть, что же будет. Она верила в то, что Бог спасет ее сыночка, ибо она так просила Бога об этом. И она не ошиблась. Посмотрите, как все чудесно обернулось!

В это время на реку вышла купаться со своими служанками дочь самого фараона. Она заметила корзину в тростнике, услышала плач из нее и послала своих служанок посмотреть, что там такое (иллюстрация в д. Библии). И вот, когда корзину открыли, она увидела там маленького Моисея. Ребенок так ей понравился, что она решила его усыновить. Но видит, что ребенок очень маленький, что он должен еще питаться молоком матери, и тогда она спросила, не найдет ли кто кормилицу. Тут к ней подбегает сестра Моисея и говорит: «Я знаю кормилицу!..» Дочь фараона повелела ей отнести младенца к кормилице, чтобы она его выкормила до положенного срока. Как вы думаете, к кому она отнесла младенца Моисея?.. Ну, конечно же – к своей маме! Вот так чудесно Бог исполнил горячие молитвы матери и не просто спас младенца Моисея, но и вернул ей ребенка!..

Но когда Моисей подрос, мама должна была отдать его дочери фараона. Моисей из жалкой лачуги попадает в великолепный дворец фараона. И будет он там жить сорок лет. За это время он вырос, возмужал, узнал много интересного об этой своеобразной и загадочной стране, какой был Египет… Давайте и мы познакомимся с этой страной, с тем, что видел Моисей за те сорок лет, пока жил во дворце фараона.

Мы с вами говорили, что в то время все народы кроме Израильского поклонялись разным ложным богам-идолам. И в Египте тоже поклонялись таким богам. Знаете, какими их представляли египтяне?.. В виде людей с головами каких-либо животных. Мы бы их сейчас назвали самыми настоящими монстрами. Были боги с головой орла, с головой сокола, с головой собаки, с головой барана и даже с головой крокодила! Да, вот таким страшным идолам поклонялись в Египте. (Желательно показать иллюстрации с изображениями египетских богов.)

А что это за странные сооружения?.. Вы их наверняка видели раньше. (Показываются изображения пирамид.) Да, это пирамиды. Это, пожалуй, самые устойчивые сооружения древности. Недаром они дошли до наших дней. Попробуйте-ка изобразить пирамиду… (Учитель предлагает четверкам рядом сидящих учеников встать, соединить руки сверху и изобразить из себя пирамиду.)

А знаете, для чего египтяне строили пирамиды?.. Египтяне верили, что после смерти душа человека только тогда будет жить, если здесь, на земле, после смерти сохранится тело. И вот для фараона, чтобы понадежнее укрыть его тело, строилась огромная пирамида. И тело, которое хоронилось в пирамиде, это было уже не просто мертвое тело, а это была… Что?.. Да, мумия. Известно вам это слово?.. Только мумия могла сохраниться очень надолго и не разложиться.

А изготовление мумии – это очень сложный процесс. Чтобы сделать мумию, тело фараона после смерти хорошо вымывали, затем разрезали снизу вверх и доставали оттуда все внутренности. Даже мозг выскабливался из головы через ноздри специальными лопаточками. Затем такое «пустое» тело опускали в специальную ванну с особым раствором на семьдесят дней. За это время из него выходили все вещества, которые могут разлагаться. После этого тело вынимали, высушивали и плотно перебинтовывали специальной материей. Затем такую мумию помещали в несколько гробов, или саркофагов, которые вкладывались один в другой подобно матрешкам. И в таких условиях мумия могла храниться очень долгое время. Ученые-археологи до сих пор находят такие мумии прекрасно сохранившимися. (Если есть возможность – фотографии мумий.)

И вот Моисей, пока жил эти сорок лет во дворце фараона, мог все это видеть своими глазами. Но он не забывал, что он – израильтянин, он помнил о страданиях своего народа, и скоро наступит время, когда Бог призовет его помочь своему народу. Но об этом мы узнаем уже на следующем уроке. До свидания!

Краткое содержание:

Сколько изучили и сколько предстоит изучить. «Аукцион» знаний по рядам и параллельное заполнение схемы «Происхождение Израильского народа». 4 тура аукциона: 1) Авраам, 2) Исаак, 3) Иаков-Израиль, 4) Иосиф.

Рабство израильтян в Египте. Мальчиков бросают в реку. Молитвы к Богу о помощи. Ответ Бога – рождение избавителя израильтян Моисея. Молитва матери Моисея. Корзина с Моисеем в тростнике. Дочь фараона находит корзину и решает усыновить Моисея. Сестра Моисея и его возвращение к матери. 40 лет жизни Моисея во дворце фараона.

Что видел Моисей в Египте – мы тоже с этим познакомимся. Боги-идолы с головами животных. Что это за сооружения?.. Пирамиды. Ученики изображают из себя пирамиды. Зачем их строили египтяне? Вера: на земле – тело, на небе – душа. Изготовление мумий. Моисей помнит, что он израильтянин.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь