"Полеты во сне и наяву", "Храни меня, мой талисман", "Каштанка", "Филер", "Леди Макбет Мценского уезда", "Поцелуй". Практически, каждый фильм Романа Балаяна становился событием для отечественного кино. А нередко и для мирового киносообщества, как "Бирюк" и "Две луны, три солнца", отмеченные номинациями международных кинофестивалей в Берлине и Карловых Варах.
И это закономерно, ведь главная проблема героев фильмов Романа Гургеновича – жизненный выбор. А она близка всем. При этом, режиссер предпочитает не навязывать готовых рецептов. "В художественном произведении ответы неинтересны, наоборот – ставишь перед читателем и зрителем очередной для него вопрос: зачем и для чего живешь? Мы ставим "диагноз", а зрителю выбирать, как он предпочтет "лечиться", – утверждает он.
В фильмах Балаяна снялось немало знаменитостей, причем даже тогда, когда сам он был далек от популярности. "Уговаривать особо никого не приходилось", – говорит режиссер. А некоторые сегодняшние звезды могут сказать спасибо Роману Гургеновичу за помощь на старте кинокарьеры. Вот несколько историй о подборе актеров на роли в известных фильмах Романа Балаяна.
Олег Янковский
Начиная с картины "Бирюк" (1977) Роман Балаян не проводил актерские пробы, а сразу приглашал подходящих актеров. Олега Янковского режиссер заметил в фильме Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся". Сцена, в которой герой режет лимон за столиком купе, показала, что артист сумеет передать суть характера Сергея Макарова в будущем фильме "Полеты во сне и наяву" (1982) .
Виктор Мережко дал актеру свой сценарий. Имя режиссера Янковскому тогда ничего не говорило, но сюжет ему понравился. Балаян приехал в Москву, чтобы убедить артиста сняться в картине. Аргумент был такой – за свою роль исполнитель обязательно получит награду. И это действительно произошло в 1987 году. За картину "Полеты во сне и наяву" Янковскому вручили Государственную премию СССР. Всего актер сыграл в шести картинах Балаяна. За роль в драме "Филер" (1988) Олег Иванович получил главный приз кинофестиваля в Вальядолиде (Испания).
Людмила Гурченко
Людмила Гурченко пришла в картину "Полеты во сне и наяву" благодаря Никите Михалкову, который рекомендовал ей режиссера. Балаян вспоминает, что поначалу актриса показала образ Ларисы, бывшей возлюбленной главного героя, в свойственной ей манере. Но ему нужно было другое. "И я нашел что сказать: "Люся, это гениально! Я вообще не представлял, что эту роль можно так сыграть. Но если бы я снимал этот фильм, например, во Франции, то пригласил бы Анук Эме". Она ответила: "Поняла. Буду сидеть в кадре и ничего не делать", – рассказывает Роман Гургенович.
Олег Меньшиков
Роль друга Алисы, юной возлюбленной Сергея Макарова в картине "Полеты во сне и наяву", сыграл Олег Меньшиков. Режиссер запомнил его по военной драме Сурена Шахбазяна "Жду и надеюсь" (1980). Ее должен был снимать Балаян, но что-то не устроило руководство. Вскоре Шахбазян пригласил режиссера в качестве консультанта и показал отснятый материал. Работа Олега на экране показалось слабой. Однако увидев артиста вживую, Роман Гургенович понял – проблема не в нем, а в том что исполнителя неправильно одели и сняли. Шахбазян исправил недочеты, и дело пошло. У Балаяна и Меньшикова две совместные картины – "Полеты во сне и наяву" (1982) и "Поцелуй" (1983).
Наталья Андрейченко
Главную роль в экранизации "Леди Макбет Мценского уезда" (1989) сыграла Наталья Андрейченко. Балаян рассказывает, что просто случайно встретил ее где-то и пригласил без проб. "Наталья Андрейченко – гениальная актриса. В ее глазах такая трагедия, как у Роми Шнайдер. Когда она что-то говорит на первом плане, за ее плечами угадывается некая драма, которой нет по роли", – говорит он.
Александр Абдулов
Александр Абдулов сыграл в пяти фильмах Балаяна. В картину "Леди Макбет Мценского уезда" он попал благодаря настойчивости и хитрости. На роль Сергея, возлюбленного Катерины, режиссер подбирал "настоящего сельского мужика с реальной русой бородой и с мощной фигурой". С целью найти фактурного актера он отправил свою ассистентку в Сибирь. Абдулов просился на роль, но Роман Гургенович категорически отказал. Через месяц артист появился с русой бородой. Балаян рассмеялся и утвердил его. "Он потом признался, что договорился с ассистенткой и та никого на самом деле не искала", – вспоминает режиссер.
Кстати, "Леди Макбет Мценского уезда" – единственная картина в фильмографии Балаяна, которую ему предложило снять руководство Госкино. Фильм был совместным, и таково было условие зарубежных кинематографистов Швейцарии и Италии.
Друзья, "Леди Макбет Мценского уезда" – в программе телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция". Ссылка на программу здесь, не пропустите! Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.
#актерыироли #советскиережиссеры #советскиефильмы #кино #советскоекино