Найти тему
Дмитрий Дмитрий

Рассказы и очерки В.Г. Короленко

Примерно год назад я добрался до небольшого - в 6 томов - собрания сочинений Владимира Галактионовича Короленко. Этот писатель ныне основательно забыт и это прискорбно. Около года назад я прочитал первый том - там рассказы, посвящённые его якутской ссылке и впечатлениям тех лет, а второй том содержит довольно разномастные произведения, которые я прочёл только что и впечатлениями от которых хотел бы поделиться с вами, в надежде на то, что кто-нибудь также прочтёт что-нибудь из творчества Короленко. Тем более, что первая же повесть из второго тома оказалась в списке для летнего чтения моей дочери, которая закончила четвёртый класс. Она называется "В дурном обществе".

Довольно сложно объединить в одном рассказе впечатления от этих двух томов, так как тематика каждого из них различна, но попытаюсь. Начнём с первого тома, который отражает впечатления Короленко от якутской ссылки и который никак нельзя назвать развлекательным чтением. Более того, практически всё описанное писателем было на самом деле и все эти злодеи, сектанты, убийцы, звери-чиновники, спиртоносы - люди нелегально торгующие спиртом на приисках - это было крайне опасным, но прибыльным занятием, несчастные станочники - содержатели почтовых перевалочных пунктов на реке Лене - всё это реальные люди выведенные автором в художественных произведениях.

-2

Я не буду описывать содержание каждого рассказа, остановлюсь лишь на том, что спустя год после прочтения запомнилось, задержалось в памяти. "Сон Макара" - рассказ о том, как приснилось человеку, что он умер и идёт на высший суд. Из этого пути лично мне надолго запомнилась татарская поговорка - на краденом коне далеко не уедешь. У Макара был реальный прототип - хозяин юрты, в которой проживал находившийся в ссылке Короленко. Его звали Захар Цыкунов. С учётом того, что Якутия считается одним из самых холодных мест на планете, несложно представить себе в каких тяжёлых бытовых условиях жили там люди. Вообще, описание бытовых подробностей поражает - как ездили, как отогревали лошадей, как отогревались сами, как была устроена торговля - уверен, что современный человек в такой ссылке продержался бы недолго. И вряд ли бы думал о том, как донести свои впечатления до потомков. Вообще, если бы современным преступникам заранее было бы известно, что отбывать наказание они будут в Якутии в юртах, то уже это одно, с большой долей вероятности, привело бы к сокращению преступности. Тюрьма Петропавловской крепости, на экскурсию в которую легко может сходить любой, покажется санаторием по сравнению с условиями якутской ссылки во второй половине XIX века. Но вернусь к Макару и его прототипу, который со слов товарища Короленко по якутской ссылке О.В. Аптекмана был объякутившимся русским переселенцем - грязным, грубым, вороватым и пришибленным. Он привязался к Короленко и выкладывал ему, как "хорошему человеку" все печали своей скорбной, беспросветной жизни. Перед отъездом Короленко он посчитал, что Короленко обязан сделать ему подарок и все его вожделения были сосредоточены вокруг пары сапог. Сапоги эти он собирался одеть перед смертью, чтобы на том свете, где с него "взыщут", предстать в "справной одёже". Всю остальную жизнь он проходил в торбасах - даже не знаю, как они выглядели, но сапоги, по сравнению с ними, верх обувного искусства. А умирать надо в сапогах. Вероятно этот эпизод и подтолкнул автора к написанию этого рассказа, в котором и описано как "взыскивают" на том свете. Описанная жизнь Макара такова, что, по моему мнению, лучше бы может и не жить. Значение слов "беспросветная жизнь" станет понятно каждому, кто прочтёт "Сон Макара". Но ощущения безнадёжности произведение не оставляет. Всё-таки святочный рассказ.

Рассказ "Чудная" написан в вышневолоцкой политической пересыльной тюрьме, где Короленко провёл 4 месяца по пути в ссылку. При этом он написан в условиях "большой" камеры, в которой постоянно был шум и гомон. По воспоминаниям товарища по заключению С.П. Швецова - писал Короленко сидя на кровати, забравшись на неё с ногами и прижавшись в угол так, чтобы можно было писать на развёрнутой книге, положенной на согнутые колени. Попробуйте написать так хотя бы страницу на свободе, у себя дома и вы получите небольшое впечатление о писательском труде Короленко. В основу положены впечатления Короленко от встреч с ссыльной петербургской студенткой Эвелиной Людвиговной Улановской, а также рассказ жандарма-конвоира, который перевозил Короленко в Вятку. Помимо описания её личной судьбы из этого рассказа легко получить представление о том, как политические ссыльные передвигались по этапу - надо сказать, что их хотя бы везли - уголовники шли пешком, часто в кандалах. Предсказуемо, что рассказ заканчивается смертью главной героини. Вероятно от чахотки, как тогда называли туберкулёз. От туберкулеза и без всяких сибирских ссылок в середине XIX века в Санкт-Петербурге умирал примерно каждый третий. Что уж говорить о заключённых. Кстати, ужасы этапа для уголовников описаны в рассказе "По пути". Но, конечно, не описание подробностей передвижения, а описание человеческих характеров является главным в любом из рассказов этого тома.

Рассказы "Яшка", "Убивец", "Соколинец" посвящены не политическим "сидельцам", а преступникам из народа. "Яшка" рассказ о сектанте, который постоянно мешал тюремной обслуге стуча в двери, по многу часов, многие месяцы. Очень любопытный тип, который сидел в тюрьме Тобольска. "Убивец" смело можно отнести к категории детективных рассказов, учитывая то, что всё это имело место на самом деле - очень рекомендую этот рассказ. Образ главного героя не выдуман. А в образе старика Безрукого Короленко отразил черты человека, с которым встретился в томской тюрьме. Это был глава секты "покаянников", который одновременно предводительствовал разбойничьей шайкой. Мрачный ханжа-душегуб. "Соколинец" - это рассказ об удачном побеге группы из 12 заключённых с Сахалина. Побег был также сопряжён с убийствами. Не помню в каком из этих рассказов имеется страшный эпизод расправы купцов с вором - избили, вываляли в дёгте, а потом вставили в зад палку, выпустили кишки и бросили у дороги. Вместо следствия и суда. В этих рассказах ещё много такого, что даёт наглядное представление об уголовниках того времени.

Рассказ "Черкес" описывает короткую встречу с "королем" спиртоносов - людей, которые нелегально торговали спиртом на приисках, что было строжайше запрещено и жестко преследовалось. Он вёз с собой прибыль за несколько месяцев работы и это не давало многим покоя. Но кинжал всегда с ним. Много рассказано об этом нелегальном бизнесе того времени и в рассказе "Феодалы"

"Ат-Даван" - тоже описание реальных событий. Главный герой Арабын-тойон - реальное лицо, чиновник Алабин, состоявший адъютантом иркутского генерал-губернатора Анучина. В своих поездках по реке Лене он замечательно всем запомнился - избивал чуть ли не всех кого встречал, в том числе избил беременную женщину, которая заступилась за уже избитого мужа, впоследствии на Амуре застрелил отца на свадьбе дочери. А жалобам на него ходу не давали и ему за это ничего не было, так как генерал-губернатор его покрывал. Он ещё и пытался судиться с Короленко после того, как он издал повесть о его похождениях изменив одну букву в фамилии. Как хорошо, что сейчас к примеру замглавы администрации Якутии не ведёт себя так в поездках. Также и в рассказе "Феодалы" даётся описание умопомрачительно шикарной жизни сибирских чиновников, как корпорации жуликов и казнокрадов, на контрасте с забитым и нищенским существованием станочников на реке Лене, описанных в рассказе "Государевы ямщики". Нет, всё-таки за прошедшие 150 лет социальное развитие в России сделало большой шаг вперёд. Чиновники почти не дерутся, а если надоест жить на реке Лена, то можно спокойно уехать. А тогда было нельзя.

И всё же более всего из этого тома мне запомнился коротенький рассказ "Последний луч". Сюжет его прост, старик выводит чахоточного мальчика посмотреть на последний луч солнца перед долгой полярной зимой. Луч этот появляется всегда в одно и то же время и буквально на несколько минут. А дальше долгая полярная ночь. И неизвестно увидят ли старик с мальчиком солнце снова, через несколько месяцев. В общем, веселья от прочтения этого тома ожидать не стоит, но подумать можно о многом. А думать не запретить. И на удивление - вдруг в описанных Короленко человеческих характерах промелькнёт параллель с кем-то из современников. На новом, конечно, этапе. Если читать по полчаса в день, то данный том можно прочесть дней за 8-10.

Теперь обращусь ко второму тому, который совсем не так мрачен. Но и в нём, признаться, развлекательного чтива вы не найдёте.

-3

Как я уже писал выше рассказ "В дурном обществе" входит в школьную программу на лето по окончании четвёртого класса. Рассказ жалостливый и воспитательный, и поэтому останавливаться на нём не буду, так как предполагаю, что если кто меня прочтёт, то он будет взрослый. Про "Лес шумит" кратко замечу, что когда начинаешь читать этот рассказ никак не подумаешь, что за таким названием скрывается повесть о любовном треугольнике, который завершился двойным убийством. Одна вершина этого треугольника - барин, а вторая - крепостная девушка, а о третьей узнайте сами из книги. Очень рекомендую - для 22 страниц текста событий масса, так что прочтёте и не заметите.

"Слепой музыкант" - как сам автор охарактеризовал - этюд - самое длинное произведение в этом томе. Название говорит само за себя. Не дай вам Бог столкнуться с такой бедой, но это произведение можно использовать как пособие по воспитанию детей, которые рождены слепыми. Их с детства готовят к их доле и поэтому не бегут к ним из-за каждого крика, а с первых дней стараются максимально стимулировать к самостоятельности. Представьте как это тяжело для матерей таких детей. Очень много можно почерпнуть о бытовых подробностях жизни людей, которые лишены, пожалуй, главного нашего чувства. Прекрасная история о том, что если Бог чего-то нас лишает, то что-то обязательно даёт взамен. История о том, как можно добиться в жизни очень много даже будучи лишённым зрения. И, конечно, история о любви, о непростой, но самой настоящей любви. Также очень рекомендую.

"Ночью" явно написана для детей и поэтому тоже не буду на ней особенно останавливаться. А вот "Судный день", пожалуй самое замечательное произведение в этом томике. Это сказка, которая очень похожа на произведения Гоголя - тут тоже летают на чертях. Основана на легенде, что в ходе молитв в синагоге в ночь празднования еврейского нового года - Иом-Кипур - чёрт обязательно уносит одного из жидов, так что остаются только тапки у входа в синагогу. Если слово жид вами плохо переносится, то читать эту сказку не стоит, так как это слово здесь встречается повсеместно. Просто как малорусское наименование еврея. Это надо учитывать - просто такой язык, а не то, чтобы причинить кому-нибудь какую обиду. Замечательная добрая сказка. Со свадьбой и кучей ребятишек в конце.

Последний рассказ в томе "Парадокс" описывает безрукого урода, который зарабатывает с помощью своего уродства, так как с помощью ног выделывает такие вещи, которые многим и с руками не под силу. И этим кормит большое семейство. Но парадокс, конечно не в этом. За ним наблюдают два мальчика и эти наблюдения о многом заставляют их задуматься. А думать, как известно, очень полезно. Из этого рассказа происходит известное короленковское выражение: "Человек создан для счастья, как птица для полёта". Жаль в жизни не всегда так. Рассказ этот написан Короленко незадолго после получения им известия о смерти его полуторагодовалой дочери Лёли, что наложило на произведение оттенок трагизма.

Я этот томик читал в поезде, так что прочитал часа за четыре, а если в спокойном домашнем режиме - по полчаса в день, то книгу можно прочесть за 8-10 дней. Читайте - прочитанного не отнять.

Источник: В.Г. Короленко, Собрание сочинений в 6 томах, тома 1 и 2, М., 1971