Шел 1944 год. Прифронтовое Варшавское шоссе за городом Минск-Мазовецки. На запад идут машины, а на обочинах их встречают большие щиты-плакаты из фанеры: на черно-оранжевых муаровых лентах – золотистые и серебристые пятиконечные звездочки с кругом в центре каждой. В круге – Спасская башня, под нею слово «Слава». Эти щиты разъясняли бойцам статут нового ордена – ордена Славы, учрежденного в ноябре 1943 года.
Орден Славы – это особая награда. Им награждаются только солдаты и сержанты, да еще младшие лейтенанты в авиации за личное участие в боевых действиях. Не зря его называют солдатским орденом. Три степени присуждались от третьей к первой последовательно. На этих же плакатах вдоль прифронтового шоссе перечислялись и те боевые действия, за которые солдаты награждались этим орденом. «В атаке первым ворвался во вражескую траншею», – было написано на одном щите. «Раненый, не оставил поля боя и способствовал успеху в продвижении войск», – сообщал другой. «Спас в бою командира» ... и так далее: щиты перечисляли действия, требующие особого личного мужества. Чтобы стать кавалером этого ордена нужно быть исключительно смелым и опытным солдатом. В их подвигах прослеживаются истоки героизма советского солдата, те черты характера наших людей, которые определяли их мужественное поведение в сложной боевой обстановке. Полные кавалеры ордена Славы – это наиболее типичные представители солдатской массы, воплощающие лучшие качества воина-победителя. Это солдатская элита, заслуживающая внимания как историков, так и теоретиков военного искусства не меньше, чем, скажем, талантливые полководцы.
Среди полных кавалеров ордена к концу войны, не раз вступавших в спор со смертью, не было пропавших без вести. Нельзя допустить, чтобы это произошло и в наше мирное время.
Шел третий год войны. Пулеметчик бронетранспортера разведывательной роты 20-й Гвардейской механизированной бригады Иван Сериков, еще находясь в санбате, сказал:
– Я должен первым войти в Берлин. А это пустяковина, – поправил он белую повязку на голове. – Скоро заживет.
И ведь действительно, он один из первых ворвался в охваченный пожарами Берлин.
Высокий, спокойный и даже немного медлительный, Иван Сериков преображался в бою. О его храбрости слагали легенды. Ему ничего не стоило достать «языка», ворваться в боевые порядки врага на бронемашине, забросать гранатами пулеметную точку. На его счету было несколько сот уничтоженных вражеских солдат и офицеров.
Как-то вечером во время боев в Польше разведчики получили задание захватить населенный пункт. Сериков пробрался в село незамеченным и в первом же доме узнал от жителя-поляка, что за сараем стоят в засаде 2 замаскированных танка. Осторожно осмотрев подходы к танкам, Иван вернулся за противотанковыми гранатами и бутылками с горючей смесью. С этими грозными сюрпризами он пополз назад. Зайдя с тыла, он швырнул гранату в ближнюю машину, раздался взрыв, машина загорелась. Затем увидел, как лихорадочно поворачивается башня второго танка, не мешкая он бросил зажигательные бутылки в машину. Обе машины вместе с экипажами были уничтожены.
Весной 1944 года красноармеец Сериков, в составе разведгруппы в лесу вблизи д. Романовка огнем из пулемета убил 11 немецких солдат, а троих пленил. Затем 24 марта в числе первых форсировал р. Днестр на бревнах и пленил одного румынского солдата из пограничной армии. Так солдат Сериков получил первый свой орден Славы.
Шли боевые будни, наступило лето 44 года. Наши войска дрались на своих рубежах, изгоняя врага со своей территории. Гвардии рядовой Сериков, выполняя очередную задачу, в июле 1944 года во время боя вблизи д. Забужье Сокольского района Львовской области сам лично уничтожил семь немецких солдат и пленил пятерых, через неделю в составе разведдозора в тылу врага в районе Щитна Ярославского района Польши, показывая боевым товарищам пример мужества, атаковал и уничтожил огнем из автомата 7 немецких солдат. Так, уничтожая врага уже на чужой территории, Сериков Иван был представлен ко второму ордену Славы.
В середине января 45 года в д. Ольшовец Иван первым ворвался в деревню на бронетранспортере и огнем из пулемета уничтожил несколько автомашин. Преследуя противника, он въехал на аэродром, рядом с крупной ж/д станцией. Опешившие немцы начали палить из всех видов оружия, даже зенитные пушки били прямой наводкой по бронемашине. Но удача сопутствует сильнейшим. Опередив зенитчиков на доли секунды, он уничтожил расчет, а затем и два бегущих экипажа, которые направлялись к своим самолетам. Захватив аэродром, удерживал его до прибытия наших сил. За этот беспрецедентный подвиг солдат стал полным кавалером ордена Славы.
Друзья-однополчане написали его матери: «В бою он всегда был впереди, а на отдыхе радовал нас игрой на баяне. Всегда говорил он нам: «Я погибну – обо мне поплачет только мать, а у вас еще и дети». Мы никогда не забудем нашего боевого товарища».
Гвардии сержант Сериков Иван Денисович был убит немецким снайпером 6 мая 1945 года. Ему было 26 лет. До Победы оставалось всего три дня. Вечная память Герою!
Спасибо за прочтение! От меня новые интересные публикации в дальнейшем и искренняя благодарность за Вашу подписку!
♦ Женщины-герои. Сколько Героев Советского Союза было среди женщин?
♦ После увиденного в полуразбитой хате, знаменосец Комбаров поклялся бить врага до последнего