Св. Серафим удивителен тем, что его поучения применяются к разным духовным состояниям людей.
Это довольно редко среди святых. Обычно они обращаются к людям в целом, не разделяя их на категории.
Но батюшка Серафим поступает по-другому.
Во многих его поучениях есть эта удивительная «дифференциация» в зависимости от силы духа людей, к которым он обращается.
Кстати, эта сила духа и есть тот критерий, по которому св. Серафим и разделяет людей на разные категории.
Так, говоря о сильных духом людях, он говорит, что им свойственно побеждать гнев. Собственно, гневливость и есть признак таких людей.
Но они могут с ним справиться, и батюшка Серафим, обращаясь к ним и давая им советы, говорит следующее:
«А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи».
Но мы с вами вряд ли относимся к этой категории людей – людей, обладающих сильным духом.
Поэтому для нас более важны слова св. Серафима, обращенные к слабым духом.
И батюшка Серафим не лишает и нас такого утешения.
И он точно определяет то греховное состояние, которое свойственно слабым духом людям.
Если для сильных духом – это гнев, то для слабых – это уныние.
И именно уныние, как правило, является главным похитителем душевного мира для таких людей. (У сильных - внутренний мир похищает гнев.)
Поэтому первое его пожеланий для нас следующее:
«Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: Печаль бо многих уби и несть пользы в ней» (Сир. 30.25).
Действительно, печаль многих из нас убила или убивает постепенно. И никакой пользы в этой печали нет.
Ибо она чаще всего есть просто бесплодное угрызение самого себя или ропот на обстоятельства, что не приводит нас ни к какому покаянию, ибо не связано непосредственно ни с какими грехами.
Собственно, это уныние и есть само по себе грех, и именно от него и нужно избавляться.
Но как же с ним бороться?
Сильные должны бороться с ненавистью к людям, с презрением к ним, с различными желаниями и страстями, обуревающими их.
А что делать нам, слабым?
Вот что советует батюшка Серафим:
«Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно».
Обратили внимание на последнюю ремарку?
Она непосредственно уточняет адресат его обращения – слабые души.
Что ж, мы не остались от совета святого батюшки. Давайте его рассмотрим.
Итак, нам, слабым, не стоит обращаться к каким-то глобальным вещам, обуревающим сильных людей: власть, почет, известность, тиранство, насилие…
Нам нужно обратить внимание просто – на окружающие нас вещи. Оказывается, именно в них и скрывается невидимая причина нашего уныния.
Все очень точно и даже психологично.
Мы, слабые люди, чувствуя, что «великое нам не по плечу», начинаем бессознательно и интуитивно обращаться к окружающим нас вещам и предметам.
Они – не люди и не страсти, они безответны и безвольны. Поэтому нам легче всего их «поработить» и обратить себе на службу.
Что мы и стараемся сделать. Мы окружаем себя вещами, которые заменяют нам недоступные в силу своей слабости греховные страсти и потребности.
Происходит своеобразная психологическая компенсация. Безответные вещи становятся средствами нашего самоутверждения, самооценки и самоуважения.
Но и тут работает тот же самый механизм, который мучит и сильных людей.
Чем больше достигаешь – тем больше хочется. Это происходит с любой страстью – направлена ли она на людей или на вещи – неважно.
Только последствия несколько другие.
Если у сильных людей, которым что-то мешает добиваться их целей, в душе возникает гнев. То у слабых – уныние.
Да, когда мы не можем добиться каких-то «вещей», к которым мы в душе сильно стремились, у нас возникает уныние.
Масштаб и объективная ценность этих вещей роли не играют. Здесь хорошо говорит поговорка: «У кого-то щи не густы, а у кого-то жемчуг мелок».
Можно и от неудачной стрижки расстроиться так, как не расстраивается богач при потере миллиарда.
Но что же нам советует батюшка Серафим?
Раз наш внутренний мир зависит от внешних вещей, то, естественно, нужно ограничивать себя в вещах, недостаток которых вызывает у нас уныние.
Все просто – и опять же психологично.
Если тебя в вещах ограничивают внешние обстоятельства (недостаток денег, например), то это повод для уныния.
А если ты сам себя ограничиваешь – то это повод для радости. Радости от маленькой победы над собой.
Ты можешь приобрести ту или иную вещь, у тебя есть для нее все возможности, но ты добровольно от нее отказываешься и чувствуешь в душе не уныние – а радость.
А ведь, право же, стоит прислушаться к этому совету.
И любой, даже самый слабый человек, обязательно найдет в своем окружении «вещь», от которой можно отказаться.
Парадоксально – не правда ли?
Ты себя лишаешь чего-то, но взамен приобретаешь радость и душевный мир.
Право же, совет батюшки Серафима стоит того, чтобы его опробовать.
Попробуйте – точно, не пожалеете.