Найти тему
Издательство PRINCIPIUM

И.Шписс. Шесть лет на подводной лодке.

«Чудесный роман, полный приключений...» Иоганна Шписса

Воспоминания командира подводной лодки капитан-лейтенанта Иоганна (Йоханнеса) Шписса «Шесть лет под водой» впервые были изданы в Берлине в 1925 году и сразу стали ценнейшим источником информации по германскому подводному флоту времен Первой мировой войны для всех специалистов и интересующихся историей войны на море. Шписс не принадлежит к плеяде выдающихся немецких подводных асов Первой мировой войны, имевших на боевом счету огромное количество потопленных торговых судов или прославившихся потоплением крупных боевых кораблей. Не украсил его шею и знаменитый «Голубой Макс» — высший орден Германской империи «Pour le Mеrite» (фр. «За заслуги»). Ценность его мемуаров заключается в первую очередь в том, что они написаны офицером, который начал службу на подводной лодке еще до войны, принял непосредственное участие в самых первых громких атаках и затем прошел всю войну в качестве командира подводной лодки. «Я единственный из командиров подводного флота, кому было суждено провести всю войну на фронте», — утверждает Шписс, и хотя это не соответствует кто оставил воспоминания о службе на подводных лодках с самого первого дня войны.

До начала Великой войны флоты всех великих держав уже имели в своем составе субмарины, но их боевая ценность для адмиралов была еще абсолютно неочевидной, смутное представление они имели и о принципах их боевого использования. Не стал исключением и флот кайзеровской Германии, руководство которого с большой осторожностью развивало свои подводные силы, предпочитая не расходовать ресурсы на корабли, которые еще ни разу не показали себя в бою. Субмарины рассматривались в основном как средство обороны своих вод от нападения эскадр крупных боевых кораблей противника. Германский флот готовился к тому, что Королевский флот Великобритании, имеющий значительное превосходство в силах, предпримет ближнюю блокаду побережья Германии и будет постоянно находиться вблизи немецких военно-морских баз. В этом немцы, питающие большие надежды на торпедное оружие, видели свой шанс, рассчитывая ударами многочисленных миноносцев нанести большие потери английскому флоту и уравнять силы. Поэтому читателя не должно удивлять, что пределом мечтаний лейтенанта Шписса в 1912 году было получить назначение на миноносцы — именно на этих кораблях молодые офицеры рассчитывали завоевать почет и славу. Подводные лодки были уделом немногочисленных энтузиастов нового оружия, которые верили в свои корабли. К одному из таких энтузиастов, командиру подводной лодки U-9 капитан-лейтенанту Отто Веддигену и попал служить Иоганн Шписс. Под командованием этого уже признанного специалиста экипаж U-9 стал одним из наиболее опытных и подготовленных в подводных силах флота.

Начало Первой мировой войны германские субмарины встретили так, как и предполагалось до войны: в сторожевой линии около острова Гельголанд, выполняя функцию вооруженного дозора на случай неожиданного нападения англичан. Но командующий флотилией подлодок капитан цур зее (капитан 1-го ранга) Герман Бауэр сумел убедить командование дать своим командирам шанс и предпринять поиск английских кораблей в Северном море. Эта операция не принесла успеха, две субмарины погибли, однако главное было сделано — вернувшиеся подводные лодки доказали, что могут действовать в открытом море, вдали от собственных баз. Учитывая, что рисковать своими крупными кораблями адмиралы кайзера не хотели, а англичане не собирались устраивать ближнюю блокаду, подводные лодки вопреки довоенным воззрениям быстро стали единственной наступательной силой немцев против Королевского флота. Очень скоро это привело к событию, которое показало всему ми- ру, какую угрозу для боевых кораблей представляет собой подводная лодка.

Йоганн Шписс подробно описал знаменитейшую атаку 22 сентября 1914 года, когда U-9 потопила три британских броненосных крейсера, и этот эпизод, безусловно, является самым известным и цитируемым из его воспоминаний. Сами подводники были потрясены могуществом своего оружия и беззащитностью огромных кораблей перед их маленькой (водоизмещением всего 500 тонн) субмариной, оснащенной лишь четырьмя торпедными аппаратами. Этот оглушительный успех и последующие потопления английских кораблей другими лодками подняли авторитет нового оружия на небывалую высоту как в военно-морском флоте Второго рейха, так и в Королевском флоте. Для деятельных и инициативных офицеров стало ясно, что только на подводных лодках они могут полностью проявить себя в борьбе с врагом, к тому же, по словам Шписса, мало кто на флоте обладал такой самостоятельностью и простором для принятия решений, как командир подводной лодки.

Успех 22 сентября 1914 года был отмечен соответствующими наградами, Отто Веддиген получил Железные кресты 1-го и 2-го классов, весь остальной экипаж, включая Шписса, — Железные кресты 2-го класса. Воодушевленные подводники сделали Железный крест эмблемой своей субмарины, установив его увеличенные металлические копии по обеим сторонам боевой рубки лодки. Это привело к хоть и недолгой, но уникальной традиции германских подводных сил — следующая лодка U-9 уже гитлеровской Германии в порядке исключения получила право также носить на рубке «крест Веддигена». Но удача знаменитой предшественницы ей не сопутствовала, и она была потоплена советской авиацией 20 августа 1944 года при налете на румынский порт Констанца. Когда советские моряки впоследствии подняли субмарину, они были весьма удивлены наличию такой эмблемы с буквой W (Веддиген) в центре, датой «1914» и даже ошибочно посчитали, что в Констанце базировался особый «крестоносный» дивизион гитлеровских подводных лодок. В настоящее время эти кресты можно увидеть в экспозиции военно-морских музеев Санкт-Петербурга и Севастополя. В отличие от погибшего вскоре после перевода на новейшую лодку Отто Веддигена Шписсу, получившему повышение и принявшему под командование U-9, продолжала сопутствовать удача. Для российского читателя, безусловно, представляет интерес его описание боевых действий U-9 на Балтийском море против российского императорского флота, куда лодка была направлена летом 1915 года. Немецкие подводники уже вкусили легких побед «неограниченной подводной войны» против беззащитных торговых судов в Атлантике, поэтому не стоит удивляться заявлению Шписса, что его «подзадоривало сознание того, что война в Балтийском море опаснее для нас, чем в Северном». Однако действительность быстро разочаровала амбициозного обер-лейтенанта. Крупные русские боевые корабли после потопления в начале войны немецкой подлодкой U-26 броненосного крейсера «Паллада» стали весьма редко и осторожно выходить в море, предпочитая проводить набеговые операции на коммуникации немцев. Балтийский театр был сложнейшим в навигационном отношении, в чем командир U-9 быстро убедился, едва избежав гибели после посадки на мель во время атаки русской субмарины. Судоходство военного времени в Восточной Балтике было очень ограниченным, она была нашпигована минами, к тому же большую часть зимнего времени море сковывал лед. К тому периоду стала очевидной и полная непригодность U-9 к дальнейшим боевым действиям. Оснащенная не дизельными, а керосиновыми двигателями, с архаичной системой главного балласта, эта лодка, как признает сам Шписс, в условиях быстрого технического прогресса, подстегнутого войной, по сравнению с вступающими в строй новыми лодками казалась уже попросту примитивной. Лодка была переведена в учебные и пережила войну, после чего была выдана англичанам для сдачи на слом. И даже в качестве буксируемого металлолома субмарина Веддигена доставила английским морякам много неприятностей, затонула в порту Дувра, а после подъема про- таранила при буксировке причал и, как заметили англичане, «показала ненависть ко всему английскому».

После очень скромных (три потопленных торговых судна и один вспомогательный боевой корабль) результатов на Балтике путь Шписса лежал снова в Атлантику, на главный фронт. Именно там его и ожидали главные успехи в карьере, которые он подробно описывает. Впервые в истории на морях разворачивалась невиданная по накалу и жестокости неограниченная подводная война — последняя карта германского флота. Не видя возможности добиться победы в открытом бою с Королевским флотом, немцы решили задушить Британию экономически, полностью прервав ее морской импорт. Безжалостные атаки любых союзных и нейтральных судов в объявленной блокадной зоне, потопления пассажирских лайнеров должны были не только уничтожить суда, товары и грузы, следующие в королевство, но в первую очередь посеять страх на морях. Ужас перед немецкими «подводными корсарами» должен был сковать судоходство и сделать положение Британии невыносимым. В этой войне немцы не брезговали никакими целями, они уничтожали даже мелкие парусные и паровые рыболовные суда, и сам Шписс первого успеха в 1915 году добился, уничтожив за два дня десять небольших паровых траулеров. Стоит отметить, что захват и потопление судов, предназначенных исключительно для рыболовства, был запрещен Гаагской конвенцией 1907 года, но на такие мелочи никто не обращал внимания, учитывая гибель госпитальных судов, пассажирских лайне- ров и сотен торговых судов с командами, потопленных без предупреждения.

Находились и те, кто, обнаружив в себе литературный талант, пытался на основе личных впечатлений и откровенных домыслов обосновать жестокость ведения подводной войны коварством англичан, якобы использовавших госпитальные суда для перевозки войск и оружия. Так, командир субмарин U-32 и U-93 капитан-лейтенант барон Эдгар Шпигель фон Пеккельсхайм еще в 1916 году опубликовал свою книгу «Подводная лодка U-202», которая пользовалась большой популярностью в США после войны. Британские контрразведчики на основании допросов Шпигеля, попавшего в плен после неудачного нападения на английское судно- ловушку, полностью отрицают упоминаемые им факты. «Рас- сказывали, что такое действительно происходило», — вот и все, что смог ответить на конкретные вопросы фон Шпигель, чьи воспоминания тем не менее также являются весьма характерным источником информации о том, как протекала первая неограниченная подводная война. Шписс не касается моральной стороны подводной войны и действий своих коллег. Он описывает только свой личный боевой путь, который воспринимает «как чудесный роман, полный приключений».

Но все усилия немецкого подводного флота и его жертвы не смогли привести Германию к победе или к приемлемому миру. Несмотря на тяжелейшие потери, Британия выстояла, а с вступлением в войну США и введением системы конвоирования торговых судов немецкие подлодки окончательно утратили шансы на победу в подводной войне. Впрочем, для Иоганна Шписса, закончившего эту войну с внушительным боевым счетом в 41 потопленное судно тоннажем почти 80 000 тонн, на момент написания им мемуаров этот факт был далеко не очевидным. Как и гитлеровские подводники двадцать лет спустя сетовали, что пренебрежение Адольфа Гитлера подводными лодками не дало им возможности одержать победу, так и Шписс утверждает, что «оставалось сделать несколько последних шагов в усовершенствовании корабельной техники, и господство англичан на море было бы навсегда уничтожено. Но наступил общий надлом».

Мемуары Шписса и его коллег оказали огромное воздействие на послевоенную молодежь Германии, которой престиж и романтика подводных лодок вскружили голову. Многие сыновья армейских офицеров изменили семейным традициям и выбрали службу на флоте, стремясь стать под- водниками. Во Второй мировой войне они стали асами нового подводного флота Германии и так же испытали горечь поражения, как и их кумиры детства.

Судьбе было угодно, чтобы ветеран-подводник увидел возрождение немецкого подводного флота в 30-е годы, его успехи, поражения и полный разгром в конце войны. Пережив две мировые войны, два жесточайших поражения Германии, Иоганн Шписс успел застать и новую эру атомного подводного флота. Он прожил восемьдесят два года и скончался 30 марта 1972 года в морской столице Германии, Гамбурге.

Максим Дианов