«И сказал Господь Моисею, говоря: “Объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто даёт обет посвятить душу Господу по оценке твоей, то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей; от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине — десять сиклей; а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя — три сикля серебра; от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине — десять сиклей. Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник”» (Лев. 27:1–8).
Весть Господа об обетах начинается с указаний относительно стоимости выкупа человека, обещанного Ему. Обычно приводят пример двух таких обетов: обет Иеффая, в результате которого он принёс в жертву Господу свою дочь (Суд. 11:30–40) и обет Анны отдать своего будущего сына (Самуила) Богу (1 Цар. 1:11). Однако сомнительно, чтобы хоть тот, хоть другой из этих случаев был типичным для обетов, рассматриваемых в этой главе. Конечно, Бог никогда не санкционировал человеческих жертвоприношений. (То, что Бог велел Аврааму принести в жертву своего сына [Быт. 22:1–18], не говорит о том, что Господь одобрял человеческие жертвоприношения. Случай Авраама был исключительным, и целью повеления Господа было испытать его веру. Следует помнить, что Господь не позволил ему принести в жертву Исаака. Не доказывает и история дочери Иеффая, что Бог желал человеческих жертвоприношений, подобно тому как другие небогоугодные действия разных судей не доказывают, что Бог одобрял их неправедные поступки). К тому же, хотя некоторые толкователи рассматривают обеты, касающиеся людей в этой главе, как обещания отдать людей Господу на служение Ему (как Анна отдала Господу Самуила), такая практика не была распространённой. Да и не было так много работы для «мирян» в скинии в связи с поклонением, чтобы занять делом всех посвящаемых Богу людей. Поэтому обеты, касавшиеся людей, вероятно, предполагали, что Богу будет отдаваться определенная сумма денег, вместо принесения в жертву этого человека или его пожизненного пребывания на службе в святилище.
Стихи 1, 2. Инструкции относительно людей, обещанных Богу, начинаются с замечания о том, что эти законы пришли от Господа и были даны израильтянам через Моисея. Хотя глава адресована сынам Израилевым (израильтянам вообще), употребление личного местоимения второго лица («твоей», «твоя», как в 27:2, 3) указывает на то, что основной аудиторией, которой надлежало выслушать эти законы, были священники: именно на них лежала обязанность производить оценку, описанную в тексте (27:12).
Господь описывает вид обета, который Он собирается регламентировать. В Синодальной Библии даётся такой вариант перевода: «Если кто даёт обет посвятить душу Господу по оценке твоей…» Такой перевод трудно понять, и, возможно, он хуже переводов, предлагаемых другими версиями Библии. Вот перевод Международного Библейского Общества: «Если кто-нибудь даст особый обет, чтобы освятить Господу человека, заплатив за него столько, сколько он стоит…», и Российского Библейского Общества: «если кто-то, исполняя данный Господу обет, должен выплатить стоимость человеческой жизни…» Далее, в стихе 3, раскрывается собственно предмет разговора, начатого в стихе 2.
Стихи 3–7. Далее Господь рассказывает священникам, как они должны оценивать каждого человека, который был посвящён Ему. Текст содержит уточнение, что оценку надо производить по сиклю священному. Очевидно, в храме хранился официальный весовой стандарт «сикля», который гарантировал, что при подобных сделках из рук в руки перейдет правильное количество серебра. Оценка варьировалась в зависимости от возраста и пола. Приводится оценка людей для четырёх возрастных категорий:
От 20 до 60 лет — Мужчина: 50 сиклей; Женщина: 30 сиклей;
От 5 до 20 лет — Мужчина: 20 сиклей; Женщина: 10 сиклей;
От 1 месяца до 5 лет — Мужчина: 5 сиклей; Женщина: 3 сикля;
60 лет и старше — Мужчина: 15 сиклей; Женщина: 10 сиклей.
Некоторые могут возразить, мол, раз мужчины в каждой категории оценивались выше, то это дискриминация женщин и намёк на то, что ценность женщин ниже ценности мужчин. Однако эти правила касались аграрного общества, где в первую очередь ценилась физическая сила, необходимая для обработки полей. Таким образом, в рамках данного закона люди оценивались соответственно их экономическому вкладу в жизнь семьи и общества. Мужчины играли более важную роль в производстве продовольствия — в высаживании и сборе урожая и в уходе за животными — и потому оценивались выше, чем женщины. По той же причине мужчины в расцвете сил (от двадцати до шестидесяти лет) оценивались выше, чем мужчины моложе и старше.
Стих 8. Закон содержал не только правила оценки людей согласно категориям, но и предусматривал исключение из этих правил. В этом стихе говорится о человеке, который был слишком беден для стандартной оценки. Такого человека нужно было представить священнику, который должен был оценить его соразмерно его состоянию. Другими словами, священник снижал сумму, которую должен был заплатить этот человек, чтобы освободиться от обета. Этот священник, конечно, должен был правильно оценить состояние бедняка и назначить приемлемую для него цену выкупа вместо стандартной цены.
Деньги, уплаченные вместо обещанных людей, отдавались Богу. Другими словами, они отдавались священникам для использования на служение Господу.
#иудаизм #тора #ветхийзавет #библия #толкованиебиблии #изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание #священныеписания #толкованиеветхогозавета