Когда я узнал, что мой дембель накрылся медным тазом (если не сказать покрепче), то сначала был шок. Но что делать, жизнь продолжалась. Немного «скрасило» эту горечь то, что разболелись, как мне казалось все зубы. Для Забайкалья «это норма», как говорит сейчас одна одиозная телеведущая.
Неспроста в ЗабВО выслуга офицерам шла год за полтора - климат ни к чёрту – или облысеешь или потеряешь зубы. Мне вот не повезло, лучше уж быть лысым, чем беззубым. Пришлось идти и сдаваться в 321ОВГ, в стоматологию. 16 зубов сгнили за 2 года службы (в Армию уходил всего с одной пломбой). Сколько-то зубов в госпитале выдернули, сколько-то запломбировали. Врачи были отличные, но, разумеется, всё лечение без наркоза и выжигание нервов в зубах электротоком.
Большинство, услышав об этом методе говорят: «Ну, ты и сочинять горазд»! Современные стоматологи тоже не слышали о таком, в Интернете об этом тоже, ни полслова, но в военных госпиталях СССР разные эксперименты проводили над военнослужащими, особенно срочниками. Не знаю, может мне неверно объяснили и метод не заключается в выжигании, но то, что запихивали проволоку в зуб, включали ток, чувствовался нагрев, была жуткая боль и воняло палёным мясом отлично помню.
Разумеется, все зубы не лечили разом- мышьяк вкладывали, что-то сверлили, что-то пилили. В общем, времени сходить после госпиталя в самоход, было более чем достаточно. Обычно шёл в пивную. В Чите в те времена сухого закона мишки иуды, как ни странно, ни уничтожили пивзавод и пиво было очень достойное. Разумеется, в самоход ходил в гражданке, которую как уже писал ранее, прятал в одной из городских подстанций- благо допуск от электросетей и универсальный ключ у меня были.
А иногда удавалось взять портвешка, отстояв в длиннющей очереди. Коньяк, по 13рублей 80 копеек в Чите продавался свободно, с водкой было совсем плохо, а вот портвейн, креплёное вино продавали в нескольких магазинах. Огромные очереди выстраивались!
Не раз и не два, бывало так- занял очередь, а тут кто-то из офицеров Военпроекта:
-Толян, ты что-ли? Не узнал сразу. За портвешком стоишь? Давай я перед тобой?
-Мужики, мужики, этот мужик занимал передо мной! Поговняют, но пропустят…
Взяли портвешок
-Толя, может ко мне пойдём, выпьем? Товарищ капитан (к примеру), извините, я как ни будь сам. Не пил я с офицерами, держал дистанцию.
-Ну, пока, спасибо, что в очередь пустил. Аккуратнее, не попадись!
Странно это звучит для большинства, не так ли? Но по сути, чем я отличался, к примеру, от «товарища капитана» - ему около тридцати мне двадцать три. Я срочник, но сути занимаю должность Главного Энергетика, не пацан, мужик семейный. Да и офицеры Военпроекта это не строевые офицеры, а «пиджаки» по сути.
Откуда брал деньги? Из дома мама присылала, от своей совсем небольшой зарплаты, что-то удавалось закалымить, Игорь мой «молодой», что-то постоянно «крутил-мутил», не скрою, с его приходом удавалось что-то из материалов толкнуть.
Чаще всего портвешок я выдувал в одиночку. Денег не так много, редко когда бутылок 5 0,7 возьмёшь, чтобы в части с пацанами выпить, обычно одну. Нормально так посидишь где-нибудь в укромном углу, выпьешь, покуришь. Благодать! И забудешь на мгновении о том, что когда домой неясно, что дома та, ради которой жил, загуляла…
Но до конца я зубы так и не долечил. В один не самый прекрасный день в госпиталь пришли девчушки практикантки. Хорошенькая, стройненькая брюнетка, розовые щёчки как персик, с нежнейшим пушком, внимательно слушала стоматолога:
-Аккуратно берешь (название какой-то стоматологической хрени) и вводишь её в канал зуба….
И как она мне ВВЕЛА!
Очухался я минут через 10. Девчонка практикантка, с разводами потёкшей туши на лице, уткнувшись лицом в ладошки рыдает взахлёб, из моего зуба торчит кусок проволоки, а вокруг все стоматологи и ещё какой-то врач, все белые как стена.… Как я понял, боялись, что не смогут вывести меня из бессознательного состояния.
Вышел я из госпиталя как пьяный(проволоку из зуба совместными усилиями пары докторов вытащили, какую-то пломбу поставили).
Шатало меня из стороны в сторону. Уж и не помню точно, где я нажрался в хлам, как снял двух разбитных девах (это я то, который всегда стеснялся к девчонке подойти!) и повёл их в часть… Хорошо, что был вечер, хорошо, что дежурными не были Чернецов и Полуянов. В общем, как-то меня «заломали»,дежурные офицеры и пацаны из моего призыва.Я смутно помню, что вырывался, пытался перелезть через забор и махал рукой девчонкам.
Была беседа на следующий день и серьёзная. Меня отправили в часть. Но Игорю, моему сменщику я, хоть и «простодырый» много чего не рассказал. Часа 2 часть была без электроэнергии, не справились и гражданские служащие из отдела проектирования электроснабжения. Разумеется, меня вернули назад, в Военпроект, предупредив, что ещё один залёт и всё, мне кирдык!
Нет, пить я не престал. Чуть осторожнее стал, но выпивал – что тут ещё сказать?
В начале апреля 1987 года в Читу приехал Лёшка, один из двух гражданских служащих, о которых я писал ранее, призванный в ряды Советской Армии осенью 1986.
Был Лёха в Чите проездом, ехал из учебки месту своей службы. У него был всего один день вольной жизни. Переодели Лёху в гражданку, взяли увольнительные, тоже, переоделись в гражданку. Посидели в позной у стадиона ЗабВО, а вот выпить было нечего.
Вот как на грех - «голяк»! Но отметить-то надо такое знаменательное событие! Я сварил «грог» (назовём это так) – литровую банку чефира в которую вылил пузырёк гвоздичного одеколона. Забойная вещь получилась! Пили только мы с Лёхой, остальные просто не осилили. Долго потом у Пашки в комнате (отмечали у него) пахло гвоздичным одеколоном – запах в стены впитался.
Конечно, была работа. Работы хватало. Сейчас, когда мне без малого 60, я частенько думаю- как мне хватало тогда сил выполнять такой объём работ? Но как ни крути, я занимался своим любимым делом и тогда и всю свою жизнь.
По прежнему я готовил еду на всех, но в основном на свои «кормовые» и те деньги, что присылали мне из дома и на то, что удавалось закалымить, то, что притаскивал Игорь. Не раз приглашал пацанов из своего призыва на вечерние посиделки ко мне в электрощитовую, но постоянно получал отказ.
Оттягивались мы вдвоём с Игорем. Когда деньги свободные появлялись, то готовили блюдо, которое мне всегда напоминает о службе. Огромную яичницу глазунью из 20 яиц с салом и луком. Рецепт – сало с луком обжарить на сковороде. Густо залить томатной пастой, немного подержать на огне, вылить разбитые яйца. Соль, перец по вкусу. Мммм! Вкус просто Божественный!
А если самую малость посыпать глазунью сверху «планом»(кропалик, совсем совсем мало), то язык проглотишь! Сковородку мы с Игорем надыбали "хояйскую" - чугунную, огромную, которая еле влезала на промышленную прямоугольную 4х киловаттную конфорку, на которой мы готовили.
А потом откинувшись на диван, ещё и косячок дёрнуть… А можно просто пошабить моим любимым Ленинградским Космосом. Да хоть бы и "Примой" или "Беломором"! Или просто чефирнуть или "купца" заварить.
И все проблемы уходят… Игоряха, кто ж знает, может, ты это прочитаешь? Спасибо тебе. В то время только ты меня понимал. Остальные пацаны из моего призыва мне всё пеняли: «От своего призыва отказался». Помнишь, даже сцепились, прилетело мне, что, мол, жру с молодым…
Не знаю, может я и был неправ, надо было все деньги на свой призыв тратить? Но с другой стороны, хрена ли моему призыву на меня обижаться. Я ж еду не крысил, наоборот, на свои всех кормил, а то, что с Игорем иногда вместе вечеровали, так кто Вам-то мешал ко мне зайти? Да и в общем-то не раз пацанам предлагал сброситься и что-то "замутить", например мясо, тушёное в вине. Впрочем, об этом писал выше.
Как я сейчас думаю, проблема была в том, что у пацанов из моего призыва дома всё было хорошо, Серёга вообще, ни о чём, кроме Вероники своей ненаглядной не думал, а слушать о моих проблемах им вряд ли хотелось. Игорёк же слушал, поддерживал, хоть я как сейчас понимаю, доставал всех своими проблемами. Сорвался я, всё, что меня удерживало шло под откос...
Сколько мы с Игорьком переговорили! Сколько «жиганских» песен с ним перепели! Да, он из большого города, да, по масти и по жизни был куда круче меня, но много общего у нас было, оба из рабочей среды.
А вот эта песня была самая любимая. Как ни странно прозвучит, но когда её слышу, когда подпеваю своим немузыкальным голосом, всегда вспоминаю Армию... Помню, как уже после Армии, расставшись со своей ненаглядной Лариской, выпив запел её на свадьбе своего троюродного братишки. Народ сначала не понял, но все её подхватили.
Знаю, как многих корёжит от шансона. Дерьма хватает в любом жанре, но городской романс, лучшие его композиции это часть нашей культуры, часть моей жизни. И чем старше становлюсь, тем больше люблю песни на родном языке. Это моё личное мнение. Никому его не навязываю.
Полный шлак и отстой не слушаю, но для меня в первую очередь важно есть ли в песне душа. Может когда нибудь напишу о песнях, которые звучали в моём детстве и юности в оградах моего города.Очень хочу рассказать и об оградах моего города,этом особом мире, в котром я вырос.
Посмотрим. За лайками , монетизацией и подписками не гонюсь. Мне важнее вспомнить то прошлое, которое поливать дерьмом сейчас считается "правилом хорошего тона". Вспомнить честно, как было и плохое и хорошее, не ради того чтобы "рисануться", ради правды.
А ещё весна 1987 запомнилась фильмом, который я в очередном самоходе посмотрел в кинотеатре "Удокан". Назывался этот фильм очень странно, как мне тогда показалось - "Кин-Дза-дза". Фантастику я тогда обожал и сейчас люблю, но в то время этот фильм вызвал лишь недоумение. Это сейчас один из самых любимых моих фильмов, который я посмотрел наверное раз тридцать. Разве я мог тогда подумать, что смотрю документальный фильм о том будущем, в котором я окажусь на склоне лет?
Вот, подошла к концу ещё одна вахта. Очередной "дембель", только не как в 1987, без задержек. Дома как уже писал, не до писанины. В эту отдыхающую вахту надо совершить "подвиг" - перебрать и снова перекрыть 170м2 квадратных крыши своего дома профнастилом НС-35. Всё в одну "харю", разве что сын с вахты приедет(а вахты у него непредсказуемы).
Вряд-ли будет возможность что-то ещё написать до следующей вахты. Спасибо всем, кто читает мои воспоминания о моей совсем не героической службе и за адекватные комментарии. Даст Бог, продолжу.
Вроде вычитал на 3 раза, надеюсь, что ошибок немного. Сейчас в "дзен" это закину да двину в общагу, чтобы сесть в автобус. Да хоть пускай 4 часа народ наш собирается, я буду сидеть "до упора".